Повышение качества телевизионной журналистики: новые функции информационного обеспечения

 

Информационное обеспечение новостных программ ТВ основывается на сообщениях собкорров и информагентств, как наиболее оперативных источниках новостей. Нередки запросы в архивы прессы и базы данных в связи с экскурсами в предысторию освещаемых событий. Для панорамной характеристики ситуации привлекаются статистика и данные социологических опросов. Наконец, у корреспондентов часто возникает необходимость срочно разыскать телефоны лиц или организаций.

Приведенный круг функций традиционен, устойчив и его развитие при сложившейся культуре телевизионной журналистики связано, главным образом, с переводом информации из бумажной в электронную форму и компьютеризацией рабочих мест журналистов.

Однако, если ставится задача повышения качественного уровня телевизионной журналистики (на ОРТ в связи с конкуренцией со стороны НТВ), то могут возникнуть новые функции, связанные с решением следующих задач: 1) отражение в новостях сути событий, чтобы зритель мог разобраться в происходящем; 2) оформление сообщений как произведений искусства для достижения эстетической притягательности новостей; 3) стилевая и драматургическая режиссура выпуска для привлечения и удержания внимания, выбора верной интонации общения со зрителем.

 

1. Повышение информативности и аналитичности новостей

·     целостное представление информации о событии облегчается при использовании КАРТ и СХЕМ, т.е. для всех масштабных событий целесообразно вводить картоидное представление информации в Интранет;

·     обобщение  в ходе комментариев достигается при сопоставлении события с аналогичными и использовании статистики родственного класса событий, т.е использовании ФРЕЙМОВ. Для облегчения работы со статистикой целесообразно всю доступную свежую статистику и яркие примеры событий из соответствующих классов иерархически упорядочивать в виде фреймов, чтобы по словарю терминов пользователь мог моментально получить необходимую таблицу и сведения об аналогичных событиях. Сюда же относятся и данные о социологических опросах;

·     раскрытие провозглашаемых и реальных целей сторон, вовлеченных в ситуацию (представление ситуации как игры сил). Здесь могут пригодиться ИНТЕРВЬЮ, ранее данные участниками событий. В базах данных целесообразно накапливать интервью всех значимых ньюсмейкеров, взятые из прессы, стенограмм радио- и телепередач.  Коореспонденты должны иметь возможность оперативно просмотреть фрагменты записей из видеоархива телепрограмм, где участвовали интересующие их персонажи.

·     предсказание отрицательных последствий разворачивания деятельности участников событий и возможностей устранения, компенсации этих последствий (обыгрывание массовой установки “Не навреди”).  ПРОГНОЗЫ, взятые из прессы и аналитических справок экспертных центров и сопровожденные комментариями нанятых ДИП экспертов, целесообразно накапливать в специальном фрейм-архиве, чтобы через словарь иерархически организованных терминов можно было моментально получить прогнозы по соответствующему классу явлений.    

·     отражение решений субъекта, с которым корреспондирует себя массовый зритель, как упрощающего вмешательства в ситуацию, “наведение порядка”. РЕШЕНИЯ в виде распоряжений, постановлений, указов целесообразно переводить в базу данных и список новых поступлений. В настоящее время ОСОИ располагает DOS-архивами решений президента, правительства, Совета Федерации, Госдумы, Конституционного Суда (в дополнение к правовой базе, отраженной в ИПС “Консультант”).

·     раскрытие конструктивных форм участия масс в развитии событий (“стимулирование инициативы”). ПИСЬМА, ОБРАЩЕНИЯ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ - использование этих источников может существенно приблизить новости к зрителям. Целесообразно создать банк данных по общественным инициативам и обращениям зрителей. Составной частью в него могут войти еженедельные и тематические обзоры обращений к Президенту, выпускаемые в АП РФ.

 

2. Достижение эстетической притягательности сообщений

 Эстетика выпусков новостей требует внешне беспристрастной, подачи информации, однако высший класс журналистики связан как раз с поэтизацией материала при сохранении формальных канонов объективности. Это достигается выбором видеоряда, монтажом, необычным построением фраз, интонационным нюансами...

В идеале метод искусства определяется как “уничтожение содержания формой” (С.М.Эйзенштейн, Л.С.Выготский):

- банальное отражение событий заменяется художественным намеком, выразительной деталью, дающей простор зрительскому воображению;

-  бесстрастное описание драматизируется: картины реальности преобразуются для выражения поэтического образа, а сам образ обращен к архетипам индивидуального и массового бессознательного “я” как источникам эмоционального переживания;

- яркое эстетическое переживание достигается такой подачей развития событий, что эмоциональная оценка ситуации раздваивается на взаимоисключающие стороны, которые нарастают и в завершающем эпизоде уничтожаются (катарсис): герои нарушают нормы, узел интриги затягивается и в финале он разрубается.

Различие художественных жанров выводится из характера обыгрываемых норм: в трагедии герой изо всех сил борется с непоколебимыми законами; в комедии нарушает социально-психологические нормы, а в фарсе - физиологические (обыгрывается животность человека - эротика, пищеварение и т.п.).

Катарсис жизненно необходим людям, т.к. позволяет изживать в искусстве величайшие страсти, которые не находят себе исхода в нормальной жизни. Нервную систему сравнивают с воронкой, которая обращена широким отверстием к миру и узким отверстием к действию. “Мир вливается в человека через широкое отверстие воронки тысячью зовов, влечений, раздражений, ничтожная их часть осуществляется и как бы вытекает наружу через узкое отверстие. Совершенно понятно, что эта неосуществившаяся часть жизни, не прошедшая через узкое отверстие нашего поведения, должна быть так или иначе изжита” (Л.С.Выготский).

Чтобы достичь художественного эффекта, автор сообщения нуждается в обеспечении следующими видами информации:

·     яркие, удивительные факты, которые можно было бы использовать в качестве выразительных деталей, включаемых в текст сообщения, либо подмонтируемых в качестве последующих сообщений (специальные сводки таких фактов можно было бы составлять по материалам газет; информагентства такие факты избегают и дают их лишь в порядке исключения под рубрикой "Курьез")

·     какие нормы существуют в обществе в отношении рассматриваемой ситуации (правовая база решения проблемы, культурологические исследования о моральных нормах в социальных группах, программы и манифесты общественных объединений, задействованных в ситуации);

·     сочетание позитивной и негативной информации об участниках событий по отношению к соблюдению общепризнанных норм (даже у положительных героев недостатки создают выпуклость образа) (досье на участников событий);

·     в каких общественных настроениях воплощается неудовлетворенность, “неизжитость” бытия массового зрителя - какого рода катарсис будет наиболее востребован (данные социологических опросов, лозунги массовых выступлений).

 

3. Привлечение и удержание внимания зрителей,

выбор верной интонации общения

Композиционная целостность и стиль выпуска новостей относятся к сфере журналистики, существенно отличающейся от создания отдельных сообщений или связанной по смыслу цепочки сообщений при проведении, например, журналистского расследования.

В отличие от “сюжетной журналистики” макрожурналистика служит отображению на экране многообразия жизни, соседства разносюжетных сфер: проблем и достижений, работы и развлечений...

Количественная специфика макрожурналистики состоит в монтаже массы сюжетов в жестких рамках выпуска и вытекающей отсюда эстетики бурного потока новостей, переживания стремительности течения времени.

Качественная специфика макрожурналистики - в создании атмосферы общения с массовым зрителем, регулирующей архетипы коллективного “я”. 

Как предостерегал К.Г.Юнг, “У человека достаточно причин бояться безликих сил, скрытых в его бессознательном. Мы пребываем в блаженном неведении о существовании этих сил, поскольку они никогда или почти никогда не проявляют себя в наших личных отношениях или при обычных обстоятельствах. Но стоит множеству людей образовать толпу, как высвобождается динамический потенциал коллективного человека - и на волю вырываются те чудовища и демоны, которые дремлют в любом человеке, пока он не стал частью толпы... Изменения характера, обусловленные всплеском коллективных сил, поистине удивительны. Сдержанное и рассудительное существо может превратиться в маньяка или дикаря”... национал-социализм представлял собой массовый психоз...” Постсоветская аудитория несет в себе психозы казарменного социализма: зависть и уравниловку, бездумное следование за авторитетами, персонализация проблем в виде внутренних и внешних врагов и т.п. Сдерживание этих психозов, содействие становлению культуры демократического общества выдвигается в качестве сверхзадачи “макрожурналистики”.

Для решения этой сверхзадачи представляют интерес  шкала тонов и АРК-треугольник, используемые в дианетике. Утверждается, что путь от социальной апатии, в которой по преимуществу пребывает аудитория, проходит через смену эмоциональных состояний “горя - страха - скрытой враждебности - гнева - антагонизма - скуки -консерватизма” к спокойному и позитивному восприятию реальности. Чтобы подниматься по шкале тонов, нужно вытягивать углы треугольника: не уступая перед чередой отрицательных фаз, поддерживать коммуникацию (К), делиться радостными эмоциями (А) и знакомить с реальностями (Р), которые человек в состоянии выдерживать и побеждать. Этот стиль макрожурналистики как жизнеутверждающий противопоставляется стилю сенсаций, скандалов и информационных войн.

Можно выделить следующие функции информационного обеспечения макрожурналистики:

·     в распоряжении режиссера должна быть достаточно богатая палитра сообщений и сюжетов для отражения многообразия жизни общества; для синтеза сюжетов целесообразно использовать морфологическую матрицу тем, интересующих телезрителей, и отслеживать степень заполнения клеточек этой матрицы в своих программах и у конкурирующих каналов;

·     режиссеру важно знать портрет аудитории и какова динамика аудитории в ходе выпуска: с каких каналов и когда какие категории зрителей подключаются к программе, с каких сюжетов уходят и на какие программы других каналов; эту динамику можно анализировать по данным Гэллоп-медиа (пиплметры регистрируют распределение аудитории каждые 3 секунды); портреты аудитории по данным ФОМ выставлены на сайте ДИП.  

 

Hosted by uCoz