ПОДБОР СЮЖЕТОВ ДЛЯ
НОВОСТНЫХ ПРОГРАММ
Общее требование - сюжеты о событиях должны быть
достойными внимания огромной аудитории, распределенной по множеству
регионов.
Факторы значимости события:
Глубокие причины возникновения события и значительные последствия его
реализации.
Событие связано с предметом пристального интереса аудитории
(обусловленного общей ситуацией в стране, культурными ценностями и идолами,
либо подогретого ходом предшествующих событий).
Событие богато возможностями ситуативного привлечения внимания аудитории за счет красочного видеоряда, удивительных подробностей, неожиданных параллелей и перспектив.
Темы сюжетов, интересующие аудиторию, представлены в
прилагаемой матрице.
На эту матрицу накладываются предпочтения редакции, как
субъективные, так и ситуационно обусловленные. Так, кризис в обществе
смещает акценты в левый верхний угол матрицы (к интересам физической и
социальной безопасности), а общественный подъем - в правый нижний (к
интересам преобразований, успеха и признания).
В настоящее время в новостях преобладают темы катастроф,
преступности, эпидемий, нищеты, акций протеста, политических интриг.
Позитивные процессы отражаются мало, что служит основанием для
многочисленных обвинений в доминировании "чернухи" на телеэкране. В ответ
тележурналисты утверждают, что отражают неприятную правду, и сопротивляются
попыткам "лакировки" действительности.
Разрешение этой коллизии в том, что аудитория приемлет
только социально ответственное новостное вещание. Все, что в новостях ниже
критической точки истины - и, следовательно, лжесвидетельство, - это уже не
новости, а сплетня, болтовня или просто лепет. Новости должны иметь место в
жизненном процессе, иначе это не новости, а реплика "в сторону". Но жизнь -
это единство процессов распада и созидания. Уровень понимания темы
должен быть у журналиста таков, что он должен видеть это единство и, начиная
тему от жизненной правды аудитории, показывать в распаде начала созидания, в
созидании - опасности вырождения и распада. Если же уровень понимания низок,
то велик соблазн воспользоваться шаблонами обличения распада или же
воспевания созидания.
В период упадка общества, когда аудитория страдает
отсутствием веры в будущее, наиболее востребована драматическая манера
подачи новостей, когда журналист как бы устанавливает законы и следует им.
Это язык глаголов и повелительного наклонения. Подобная авторитарная манера
речи отвечает неосознанному стремлению аудитории услышать голос,
ответственно выражающий мысли и волю массы в ее попытках сопротивляться
давлению обстоятельств. Это голос лидера, способного защитить массу и
видящего пути выхода из кризиса. Такую же манеру речи аудитория ждет и от
политических лидеров, которым новостная программа дает время для
высказываний в эфире. (Заметим, что это - лишь одна из четырех базовых
манер подачи новостей. Когда ситуация требует преодоления анархии и
достижения соглашений, уместна лирическая манера подачи новостей. Когда
аудитория захвачена угрозами или бедствиями войны, то лучше воспринимается
объективная манера. Наконец, при опасности революционного низвержения
социального порядка уместна эпическая речь: события настоящего связываются с
прошлым, подчеркивается историчность действий и поступков, современные
деятели ставятся в ряд с деятелями прошлого, и подвергаются моральному
суду.)
Драматическая
подача новостей предполагает специфический выбор сюжетов. Лидер должен
говорить о народных бедах, обнаруживать глубокое понимание общей ситуации по
затрагиваемому в сообщении вопросу, четко формулировать задачи (у ведущего
новостей, поскольку он не является политическим лидером, более сторонняя
позиция - он должен ясно отражать: что делается, достаточно ли этого для
решения вопроса, что еще можно было бы сделать). Для лидера неприемлемы
легкомысленные сюжеты, а тем более сюжеты, ставящие под сомнение его роль
народного заступника. Праздники и светская хроника в драматически
построенных новостях подаются как исключения, как драгоценные вкрапления,
как луч солнца между туч, как проблеск надежды, за которую надо еще
побороться и пострадать (т.е. не в контексте повседневности, а в
идеализированном, романтическом ключе).
Из российских
политиков драматическая манера речи наиболее свойственна Жириновскому,
Зюганову, Лебедю. Проблемы у них просты и понятны, виновные названы,
союзники и задачи определенны… К ограничениям этого стиля общения относятся
опасности театрализации, когда сочиняемая драма теряет связь с реальностью и
превращается в фарс. С другой стороны, как жанр драма в новостях, чтобы не
вызвать оскому у аудитории, должна временами чередоваться с другими жанрами
- лирикой, эпикой, нейтральным информированием.
Лирика
акцентирует внимание на сюжетах, передающих внутренний мир героев,
включающих аудиторию в круг их переживаний. Это сюжеты о ярких личностях
современников, творчестве деятелей искусства.
Эпика
связывает настоящее и прошлое. Главный прием здесь - именование событий
личностями их героев и моральное соотнесение с великими именами прошлого.
Отсюда внимание к сюжетам, связанным со знаменательными датами (заход из
прошлого), и к моральной оценке поступков современных деятелей (заход из
настоящего). Журналистские расследования, работа прокуратуры и суда -
подобные сюжеты органичны этому стилю подачи новостей.
Нейтральное
информирование - наиболее распространенный стиль тележурналистики.
Существует даже мнение, что он - единственно возможный. Однако это не так -
нейтральные ведущие выглядят особенно неуместно в периоды эмоциональных
потрясений аудитории. Отстраненный стиль подачи новостей способен осветить
любые сюжеты, но ему наиболее свойственны темы в которых фигурирует баланс
сил и многовариантное развитие событий. Это темы переговоров, постепенного
улаживания сложных застарелых конфликтов, длительного комплексного решения
экономических проблем. А также общие темы социального и научно-технического
прогресса. Аналитичность подобных сюжетов может утомить среднего зрителя и
не уложиться в сжатые рамки новостной программы. Эти трудности
преодолеваются так же, как в популяризации науки и техники - через показ
достижений, представление авторов и формулировку ключевых идей.
Особенностью
подбора сюжетов для новостей является их географическая привязка. В памяти
аудитории разные регионы связаны со своей специфической тематикой и
соответствующим стилем подачи информации. Кавказ - война, криминал,
нейтральная подача. Сибирь, Красноярск - край Лебедя, Урал, Екатеринбург -
край Росселя, драматический стиль. Центр, Москва - власть, политические
интриги, эпический стиль. Север, Дальний Восток - окраины, лирический стиль.
ПРИМЕРЫ ТЕМ НОВОСТЕЙ, ИНТЕРЕСУЮЩИХ ТЕЛЕЗРИТЕЛЕЙ
Мотив зрительского
интереса |
Сфера: Природа
(первая и вторая) |
Сфера: Общество |
Сфера: Личность |
Мегасфера: Связь сфер, неизведанное |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Безопасность
А |
Ураганы и ликвидация их последствий.
Борьба с лесными пожарами.
Борьба ГИБДД, преемницы ГАИ, с авариями на дорогах.
Вандализм на железных дорогах и борьба с ним. |
Успехи в расследовании громких дел. Ликвидация банд и подпольных складов оружия.
Коррупция и борьба с ней.
Угроза войны на Кавказе и миротворческая миссия Лебедя.
Будни пограничников. |
Угрозы наркомании (разрушение психики,
вовлечение молодежи, СПИД, наркопреступность) и изъятие крупных партий наркотиков.
Секты как угроза личности (Аум Сенрике, Белое
братство, Сайентология...) |
Падение крупных метеоритов.
Гелио- и геофизические прогнозы стихийных бедствий. Интернет-преступность и борьба с ней. |
Здоровье
Б |
Эпидемии и борьба с ними (СПИД, туберкулез...)
Загрязнение окружающей среды и очистные работы (установки по демеркуризации на Севере
и т.п.)
Ресурсы здоровья человека, примеры закалки здоровья. |
Примеры мастерства и милосердия медиков.
“Скорая помощь” нуждается в помощи. |
Что тревожит соотечественников - всегда ли опасения оправданны?
Примеры социального оптимизма, психологии победителей, побед над тяжелыми
обстоятельствами.
Примеры любви, дружбы, семейного тепла. |
Полезны ли компьютерные игры?
Загадки и открытия науки о человеческом организме (акупунктура,
электро-диагностика по Фолю...) |
Благосостояние
В |
Примеры богатства природы в сборе грибов, ягод, орехов, рыбалке,
приусадебном хозяйстве. |
Программа стабилизации экономики и ее реализация.
Акции протеста, их негативное влияние на экономику, усилия властей по
разрешению проблем трудящихся. |
Летний отдых детей.
Абитуриент-98.
Как школа готовится к новому учебному году. |
Случаи невероятного материального успеха (находки кладов, самородков, “золотых
жил” вроде кубика Рубика или “Тамагучи”) |
Развлечения, творчество,
познание
Г |
Открытия в науках о природе.
Достижения архитектуры, дизайна, моды.
Новые изобретения. |
Коллективное и массовое творчество (театр, праздники...). |
Герой нашего времени в искусстве. |
Искусственный интеллект (вызов Каспарову и т.п.)
Новые течения в искусстве. |
Власть, влияние
Д |
Рекорды и мощь современной техники
Покорение природы |
Укрепление государственной власти, наведение порядка |
Примеры силы духа (спорт инвалидов...) |
Освоение космоса |
Признание
Е |
Красоты природы, жизнь заповедников, чудеса зодчества |
Примеры успешных начинаний |
Жизнь лидеров и кумиров |
Исторические личности (к знаменательным
датам) |