Ю.В.Рождественский
ФОРМЫ ВЛАСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
В Древней Греции известны были
следующие формы власти: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия,
охлократия. Эти шесть форм власти различались по организации принятия властных
решений. Монархами назывались цари, обычно два, избранные для принятия властных
решений на определенный срок. А тиранами назывались лица, для которых срок их
правления фактически отсутствовал как правовая норма. Аристократией назывались
лица, давно живущие в государстве и потому осведомленные, то есть обладающие
определенными знаниями и воспитанием. Олигархами назывались лица богатые. Таким
образом, существовал ценз: для аристократии - цена образованности, для
олигархии - цена состояния, богатства. Демократией назывались члены народного
собрания, состоящего из свободных граждан, имеющих дом, семейство, ведущих свое
хозяйство. А охлократией называлось народное собрание, не имеющее никаких
цензовых ограничений.
Полибий считал, что тирания,
олигархия и охлократия - это вырожденные формы монархии, аристократии и
демократии, соответственно.
Количество людей, принимающих
властные решения, - существенно, так как основано на законах риторики диалога.
Эти законы могут быть описаны следующими утверждениями:
1) чем БОЛЬШЕ людей принимает участие
в создании властных решений, тем МЕНЬШЕ объем информации, содержащийся в этих
решениях. И наоборот: чем меньше людей принимает участие в создании властных
решений, тем больше информации в них;
2) чем ДОЛЬШЕ обсуждается данный
вопрос для принятия властных решений по нему, тем МЕНЬШЕ информации в итоге
содержит властное решение, и наоборот, чем короче обсуждается вопрос,
подлежащий решению, тем больше информации содержится в принятом решении;
3) чем БОЛЕЕ КОМПЕТЕНТНА аудитория в
вопросе, по которому надо принять решение, тем МЕНЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ коллективно
принять новое решение.
Эти три закона диалога основаны на
законе монологической речи, состоящем в том, что всякая обращенная к аудитории
речь должна содержать новое для данной аудитории знание.
Этот закон принято называть законом
риторического изобретения. Законом риторического изобретения объясняются три
вышеназванных закона диалога, так как одно новое мнение в процессе диалога
должно столкнуться с другим новым мнением. Для достижения компромисса между
ними из обоих мнений устраняется различное и сохраняется общее, таким образом,
информация минимизируется - как в количестве обсуждающих и времени обсуждения,
так и в фоновых знаниях участников обсуждения.
С точки зрения риторики, поэтому
легко интерпретировать формы власти, принятые в греческих полисах. Монархов обычно поставляли тогда, когда
город-государство испытывал какие-либо трудности, например, в случае военных
действий, когда требовалось принятие быстрых решений. Власть передавали
аристократии тогда, когда требовалось принятие развивающих решений в области
образования, культуры, хозяйства города. Власть передавали демократии тогда,
когда требовались консервативные решения, укрепление существующих законов,
правопорядка и норм поведения, то есть с целью минимизировать властную
информацию. Все три формы власти сменяли одна другую, ибо менялись внутренние и
внешние обстоятельства жизни города-государства.
Классическое государственное право Римской республики представляло собой
попытку сочетать все три формы власти. Власть
демократии была персонифицирована народными трибунами и народным собранием,
власть аристократии - сенатом, а власть монархическая - консулами. Трибуны
имели право запрещать, сенат выносил законодательные решения, а консулы
реализовывали законодательные решения. За соотношениями в разделении властей и
их полномочиями следил цензор, который ведал также и финансами.
Римский республиканский строй пришел
на смену монархии, просуществовал довольно долго и после гражданских войн
сменился властью императора. В самом начале потребность в монархическом
правлении была связана с самозащитой Рима как города-государства, имеющего
тенденции к экспансии и воевавшего со своими соседями. Когда Рим укрепился,
сложилась возможность установить республиканский строй. Установление
республиканского строя позволило Риму построить империю, охватывающую всю
тогдашнюю ойкумену. Но благодаря сложности структуры самой империи, в которую
входили разные провинции и разные, как мы бы сейчас сказали,
национально-государственные образования, то есть союзники Рима, имевшие свои
формы правления, потребовалась быстрота, оперативность и разнокачественность
решений - и тогда власть перешла к императору.
Эта монархическая власть на
территории Восточной римской империи продержалась до XV века, но уже в
новом качестве. Власть византийского
императора сочеталась с властью церкви, персонифицированной константинопольским
патриархом, и с опорой на определенный круг чиновников двора, ведавших
областями управления, и на местную власть, также представленную церковью и
провинциальными администраторами, назначаемыми императором.
В Северной Европе в это время шел
процесс переселения народов и развития западноевропейского феодализма, сочетавшегося
с развитием религиозного просвещения. Это время характеризуется династийными
связями, сопровождавшимися постоянными усобицами, что требовало монархических
форм правления в каждом из феодальных государств и уделов, быстро переходивших
от одной фамилии к другой. Такие же процессы наблюдались и в Восточной Европе.
Естественно, что в условиях постоянной военной внешней угрозы требовалась
монархическая власть правления.
Азиатские страны не знали никакой
формы правления, кроме монархии, по этим же причинам, хотя экономический строй,
разумеется, прогрессировал, как прогрессировала и культура, материальная,
физическая и духовная. На Востоке, в Индии, Китае, Индокитае, Японии
монархическая форма правления удерживалась независимо от динамики экономических
отношений.
В марксистской историографии принято
считать, что демократические начала, появившиеся во Франции и в Великобритании
в виде Генеральных штатов и Парламента, следует связывать с развитием городов и
буржуазии и требованиями третьего сословия, которое желало участвовать в
принятии властных решений, поскольку европейские города обладали определенной
автономией по отношению к местным князьям. В городах развивались собственные
формы самоуправления, когда представители гильдий и цехов составляли городской
магистрат. Но с точки зрения риторики дело выглядит не совсем так. Развитие
демократии во Франции и в Великобритании скорее следует связывать с укреплением
феодального государства, безопасности его границ, с прекращением феодальных
войн внутри государства, то есть демократия
сложилась тогда, когда внешние вызовы и угрозы перестали требовать оперативных
решений, и жизнь стабилизировалась. Эта стабилизация жизни и породила две
разные формы представительного управления: в виде Генеральных штатов во Франции
и Парламента в Британии.
Когда в ХVII веке французская монархия достигла
высшего расцвета и давала моду всей Европе, то есть, когда внутреннее положение
страны, развивающейся динамично, было обеспечено, а внешние противники также не
могли сформулировать опасные вызовы, родилась французская республика, но
внешние войны французской республики и внутренние неурядицы, вызванные
сословной борьбой, привели к созданию Первой империи. Чередование монархии и
республики во Франции в XIX столетии также объясняется потребностями принятия
оперативных решений в тот или иной период времени. Эти тенденции, видные из
риторики, разумеется, оформлялись определенными идеологическими постулатами.
Развитие демократии в XIX веке, как показывает опыт Америки, может сочетаться с
самыми различными социальными системами, от рабовладения до расцвета финансовой
олигархии.
Современное представление о
демократии увязывается с тезисом международного права о нерушимости границ
государства, о борьбе за разоружение и с сильной социальной политикой внутри
государства, когда богатые должны содержать бедных и делиться с ними.
Советская власть, будучи самой
широкой демократией, включала в себя партийную диктатуру, опирающуюся на
классовый принцип в политике. Возможность диктатуры удерживалась благодаря
внешнему вызову - сначала угрозе со стороны Антанты, затем угрозе со стороны
фашистской Германии и, наконец, благодаря холодной войне. Когда такая угроза
превратилась в чисто идеологическую и не содержащую в себе реальной опасности,
партийной диктатуре пришел конец.
Сейчас мир стоит перед необходимостью построения информационного
общества. В информационном обществе ведущую роль играют речевые связи людей
через компьютерные сети. Такие связи в своей тенденции требуют единства мира, его информационной
однородности при сохранении культурных особенностей каждой местности. Это
обстоятельство естественно ставит вопрос о формах власти, отвечающих широчайшей
индивидуализации мнений и одновременно высокой мере единства принятии
управляющих решений.
Глобальное развитие информационных сетей и широкий доступ населения к
компьютерам благодаря этим информационным сетям предполагают техническую
возможность быстрого и дешевого опроса населения, при котором каждый имеет
право быстро высказать свое мнение по какому-либо вопросу, и эти мнения могут
быть суммированы в автоматическом режиме в масштабе времени одного дня. При
этом такой опрос не потребует каких-либо дополнительных средств, кроме
формулирования вопросов в средствах массовой информации и в анкетном представлении
вопросов в персональных компьютерах, соединенных с информационными сетями
внутри одного государства или мира в целом. Это значит, что есть возможность
проводить быстро и эффективно широчайшие референдумы, в которых вопросы
сформулированы в альтернативной форме. Так можно реализовать широчайшую
демократию.
Однако эти вопросы должны быть
сформулированы. Следовательно, необходима компетентная аудитория, которая в
состоянии сформулировать такие вопросы. Выбор этой компетентной аудитории
должен осуществляться по-разному, в зависимости от предмета, о котором
спрашивают, и в зависимости от уровня иерархии, местной или
общегосударственной, в которой принимаются решения. Выбор аудитории такого рода
не может идти от лица людей, которые просто избирают данную аудиторию. Решение
о выборе аудитории должна принимать компетентная аудитория, так как существует
психологический закон элекции: чем выше уровень мышления электората, тем больше
вероятность, что электорат избирает наиболее среднего человека, суммирующего мнение
всего электората. Назовем это законом усреднения интересов электората.
В этой ситуации для успешного формулирования вопросов необходим общеобразовательный или
профессиональный ценз для электората. Это значит, что те, кто участвует в
выборах людей, формулирующих вопросы для референдума, должны обладать
определенным образовательным и профессиональным цензом. Таким путем можно
гарантировать, что избранник, формулирующий вопросы, будет обладать достаточной
компетенцией для успешного формулирования вопросов. Объемы аудитории,
формулирующей вопросы, и их ценз, образовательный и профессиональный, должны
быть определены в соответствии с задачами, которые ставит перед собой общество.
На избранных по цензу людях лежит обязанность формулировать вопросы не только
в соответствии с запросами времени, но и считаясь с историей уже принятых
управляющих решений. Это значит, что всякое новое решение должно быть
обеспечено герменевтикой, и герменевтика становится центральным искусством
управления, так как вне герменевтики общество впадает в состояние хаоса.
Возможность осуществить герменевтически верные запросы состоит в том, что
благодаря компьютерным технологиям удается сформулировать текстовую информацию
для решений так, что заранее будет ясен характер запретов на содержание
сформулированных запросов.
Благодаря цензовой структуре электората, которая сочетается с
референдумами, будет сформулирована возможность принимать решения, ведущие к
благополучному развитию общества: такие, как решения по экологии, по культуре,
образованию, безопасности общественного развития. Одновременно с этим
деятельность средств массовой информации вместе с органами надзора должна
позволить развить слежение за добросовестностью принимаемых решений о формулировании
вопросов, то есть деятельность массовой информации и органов надзора должна
позволить исключить из состава избираемых по цензу аудиторий лиц, морально
несовершенных. Для
принятия оперативных решений, которые все равно необходимы, необходима и персональная
власть, которая действует тогда, когда требуется, во-первых, задать направление
стиля общества и, во-вторых, быстро предотвратить опасное развитие каких-либо
событий.
Так, в общих чертах, выглядит
структура власти с точки зрения современной риторики.
(Кафедра,
1995, №5)