Л.Н.Гумилев
Теория этногенеза
Этнос - группа людей, объединенных
оригинальным стереотипом поведения.
Этногенез - процесс скачкообразного возникновения,
движения и угасания системных элементов этноса. В истории характерное
время жизни этноса - 1200-1300 лет. (Русский этнос родился в Куликовской битве - 8
сентября 1380 г., когда этносы множества княжеств, объединившись, смогли
отстоять свой мир и свое Отечество от татаро-монгольского ига. Русь выставила
150 тысяч бойцов - половину мужского населения страны. После битвы вернулось
только 30 тыс. Мамай бежал, оставив на поле треть войска)
В своей жизни этнос проходит
стадии накопления идейных и материальных ценностей, их актуализации
(проживания-растраты), революционного отрицания прошлого ради футуристических
прожектов (это может привести к скорой гибели этноса), застоя и распада.
Жизнеспособность этноса
определяется количеством и ролью в нем пассионариев - активистов,
охваченных непреоборимым стремлением к деятельности по достижению цели, которая
представляется данному лицу ценнее собственной жизни. (Пассионарность может
сопрягаться с любыми способностями. Она не связана зависимостью с этическими
нормами, одинаково порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения,
исключая только равнодушие. Она не делает человека "героем", ведущим
"толпу", ибо большинство пассионариев находится именно в составе
"толпы", определяя ее потенции и степень активности)
На фазе становления этноса
большинство пассионариев ощущают себя продолжателями жизни предков, к которой
они добавляют новое.
В фазе актуализации люди
забывают прошлое и не хотят знать будущее. Они хотят жить сейчас и для себя.
Они мужественны, энергичны, талантливы и способны к подвигам - но для себя. К
этой категории относятся и веселые бонвиваны, кутилы, прожигатели жизни - те
тоже живут сегодняшним днем. Эти люди тормозят развитие этноса, что иногда даже
полезно, т.к. не принося в жертву себя, эти люди не ставят своей целью и
принесение в жертву окружающих.
Футуристическая стадия жизни
этноса характеризуется подчинением настоящего будущему: прошлое исчезло,
настоящее неприемлемо, реальна только мечта. Фаза футуризма скоротечна - гибнет
либо сам этнос, либо пассионарии-мечтатели, либо последние объявляют свою мечту
осуществленной и переходят к ее актуализации - проживанию накопленного
богатства.
Фаза застоя отличается
доминированием обывателей, которых историческое время не интересует в принципе.
Этнос как бы распадается на семьи и т.п. общности и ждет прихода новых
пассионариев как своего рода законсервированный материал. ("Альтруисты"
обороняют этнос как целое, "эгоисты" воспроизводят его в потомстве.
Борьба и связанные с нею потери ведут к сокращению числа альтруистов, что
делает этнос беззащитным, и он поглощается соседями. А потомство "эгоистов"
продолжает жить уже в составе других этносов, вспоминая альтруистов не как
своих героев-защитников, а как людей с дурным характером, строптивых и
неуживчивых)
/По работам Л.Н.Гумилева "Этногенез", "Год рождения 1380..."/