Интеллектрон:
перекос арсенала
Заострение ума 4
В настоящем цикле
выпусков мы рассмотрим 5 нештатных ситуаций, в которых
профи требуется корректировка арсенала
(персонального набора средств усиления и компенсации
интеллекта):
ПЕРЕГРУЗКА/НЕДОГРУЗКА -
ПЕРЕКОС - СМЕНА НАВЫКА - ДОСТРОЙКА - ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из того, что все
подписчики - профи, мы
испытаем наиболее эффективные усилители интеллекта,
способные помочь справиться с нештатными ситуациями. При
этом используется модель, определенная в предыдущих
выпусках:
Когда мы входим в новую область и
пытаемся сформировать практический интеллект
в ней, то сначала собираем и критически
испытываем знания, особенно интересуясь
арсеналом и секретами профи, а затем резко
ограничиваем поиск и испытания, переводя
любознательность и проницательность в
смекалку для решения нештатных ситуаций и
сосредотачиваясь на гармонизации арсенала во
имя высших ценностей. |
Напомню, что в качестве
первой нештатной ситуации мы рассмотрели дисгармонию в
распределении ресурсов - на текущую работу и на создание
потенциала для нее. И в поиске гармонии нам помог
Универсальный оптимизатор Николая Рыкова. Если упростить
проблему до уровня житейского здравого смысла, то этот
оптимум - золотая середина между крайностями:
бессмысленным накоплением ресурсов и поглощенностью
текучкой с растратой сил и перспектив модернизации.
Обычно мы недооцениваем важность совершенствования
потенциала. Вот несколько примеров:
1. Любопытный эксперимент был сделан на одной молочной
ферме в США, где у фермера работал один рабочий.
Профессор Картер изучил, куда и в какой
последовательности ходит фермер и его рабочий и как
протекает их процесс работы. Потом он сделал ряд
предложений: вилы держать не в этом углу, а в том углу;
инструмент сложить в этом сарае, а сено держать в другом
помещении; в хлев входить не с этой стороны, а с другой;
стол переставить в другой угол; купить лопаты с более
удобными ручками и т. д. (капиталовложения по
договоренности с фермером не должны были превышать 50
долл.). В итоге подобного рода рационализации процесса
работы на ферме Картеру удалось уменьшить затраты
рабочего труда и сократить хождения во время работы на
1277 км в год.
2. Не стоит забывать о создании условий для работы -
шуме и свете. Как показывают лабораторные работы,
регулированием последних двух факторов можно снижать и
повышать эффективность человеческого труда до 25%. На
одном заводе, где изготовлялись мелкие части электронных
приборов, стены цехов были окрашены в красно-оранжевый
цвет. В сочетании с лампами накаливания освещение давало
желто-красный оттенок. В производстве был большой
процент брака, сильно увеличивавшийся обычно через час
после начала работы. Причину брака вскрыть не могли и
пригласили специалистов-консультантов. Последние дали
странную на первый взгляд рекомендацию: «перекрасьте
стены и станки в голубовато-зеленый цвет и устраните
красноватый оттенок в освещении». Совет был выполнен.
Процент брака сразу резко снизился. Красно-желтый цвет
снижает психическую способность человека правильно
воспринимать размер предметов, и рабочие теряли
требовавшуюся остроту глазомера уже после первого часа
работы; зелено-голубой цвет его сохраняет и даже
несколько обостряет.
3. Возьмем работу машинистки. Лабораторные обследования
в США показали, что машинистка, если ей создать
правильные условия работы (подогнать стол и стул под ее
рост, сделать так, чтобы свет падал под правильным
углом, правильно расположить все, что нужно при
печатании), может увеличить эффективность своей работы
до 30—40%. При этом, несмотря на большую отдачу,
машинистка меньше устает к концу рабочего дня.
На очереди другая
нештатная ситуация - ПЕРЕКОС в структуре арсенала. Это
когда арсенал используется неравномерно. Какие-то его
составляющие дымятся от перегрузки, тогда как масса
других составляющих вашего потенциала годами пылятся,
ожидая, когда же у вас найдется время привести их в
действие.
Для меня вопиющим примером такого перекоса была домашняя
библиотека, в которой за многие годы были собраны
десятки интереснейших книг из самых разных областей
знаний, но прочесть которые не было ни сил, ни времени.
Но к настоящему времени я набрел на ошеломившее меня
решение, которым и хочу поделиться с вами. Это новая
концепция чтения, которую я назвал "Философия порхающего
внимания". Вот ее компактное изложение:
Философия порхающего внимания
Сегодняшний человек (а
завтрашний - тем более) существует в
информационно перенасыщенной среде. И время
его ускорено. И память укорочена. События
прошлого мало того что отбрасываются в
невообразимую даль, но между ними и текущим
моментом заборами нагромождаются эпохи
разных культур, все более короткие и
стремительно сменяющие друг друга.
Эта ситуация порождает проблему: нужно
ориентироваться в непомерно большом и
концептуально разнородном материале, а
времени и сил (памяти, ума) на это не
хватает. Если вглядеться в эту проблему и
осмыслить ее как феномен, то в сердцевине ее
можно увидеть понятие -
"семантическое поле". Оно означает, что
знания, которые вам предстоит собрать и
осмыслить, размещаются в неком пространстве,
измерения и связи в котором определяются
логикой, зависящей и от природы вещей,
фигурирующих в знании, и от целей вашей
работы с этим знанием.
Когда автор пишет книгу, он пытается
провести вас под руку по тропинке сборки
задуманного им семантического поля. Но перед
вами - десятки книг (с каждым автором не
станцуешь задуманный им танец), эти книги -
из разных эпох и культурных сред (часть из
них вообще не для вас писаны, и авторский
замысел вам недоступен), наконец, у вас
собственная цель, и из семантических полей
авторов вам нужны лишь отдельные элементы
(все остальное - шум, от которого необходимо
избавиться ради вашей цели).
Принципом или общим решением
этой проблемы может быть порхающее внимание.
Это значит, что вы отказываетесь от танцев с
авторами и сами выбираете маршрут, порхая от
одного заслуживающего внимание фрагмента
текста к другому, безжалостно выбрасывая все
несущественное или не относящееся к цели
вашего изучения текстов. Именно так мы
поступаем, когда оказываемся в незнакомой
местности - сначала общая ориентировка, а
детали потом - их уже можно будет
привязывать к созданной вчерне карте.
И два примера работы данного
принципа:
1. Сквозное чтение поэтических сборников.
Если отказаться от последовательного чтения
стихотворений и признать, что даже гений
творит неоднородно - в массе обычных строк
встречаются вкрапления блестящих и глубоких
двустиший - то вы получите ключ к знакомству
с ЛЮБЫМИ поэтами, как бы далеко в культурном
и временном смысле они от вас ни отстояли.
Это мой личный эксперимент - даже у
тоскливо-заунывной Ахматовой или декадентски
напыщенной Гиппиус удалось создать
впечатление о их лире в целом и отыскать
пару-тройку действительно ценных находок.
2. Борьба с макулатурой в личной библиотеке.
Вы берете толстую книгу, отдираете титульный
лист, потом быстро листаете страницу за
страницей, особенно не вникая в текст и не
стараясь все понять. Как только замечаете
что-то действительно содержательное и
входящее в сферу ваших интересов, так сразу
эти странички выдираете и складываете на
титульный лист. При таком восприятии книг
оказывается, что громадное большинство из
них заполнены трухой. Часть книг (по моей
библиотеке около 15%) целиком идет в
макулатуру, большинство оставляет от себя
лишь 1/10 - 1/100 содержимого (60%), и
только 25% книг заслуживают хранения в
неразодранном виде (хорошие учебники,
справочники, словари, ценные монографии). |
Я обсудил эту философию
на двух форумах - fido7.ru.philosophy
и relcom.sci.philosophy -
и были получены следующие комментарии:
Mihail Osokin
Совершенно не представляю, как это можно применить к
художественной литературе. Да и зачем?
Ткань стихов неоднородна
- на ней сверкают жемчуга, достойные независимого
существования. Помните, как у Маяковского: "...железки
строк случайно обнаруживая..." У поэтов сила творчества
и содержательность выражаемых идей неоднородны.
Допустим, какой-то древний автор сочинял нечто в
архаичном стиле по архаичной тематике для давно вымершей
аудитории. Эта поэзия - тлен и мусор для современного
читателя, если только он не литературовед-историк.
Начните читать поэтический сборник тех времен - и тут же
заболит голова. Если же читать порхающим стилем, выбирая
жемчуг из кучи хлама, то получается удивительная вещь:
вы пронзаете толщу текста, как дельфин глубины моря, вы
находите фрагменты, действительно ценные, и плюс к этому
составляете довольно емкое впечатление, что же собой
представляет это поэтическое наследие, какова фигура
поэта с наших современных позиций.
А романе, если вас волнует судьба одного героя (к
примеру, Шико у Дюма, а дамские страсти в этой книге
скучны), то вы обчитываете эпизоды с его участием, а
остальное пропускаете...
Alexander
Jasakov
Бывает и так, что для одной работы Вам нужно одно, а для
другой работы совершенно другое из этой же книги. Потому
разрывать целостность книги нельзя, если сама
целостность книги не вредна. Выбрасывать только вредную
литературу.
Corolyov Vladimir
Некогда я так варварски поступил с кипами журнала "Химия
и Жизнь". Потом часто жалел. Времена меняются, меняются
и интересы.
Лес рубят - щепки
летят... ;0) А когда вас грузят ненужной информацией
- это не варварство? В моей библиотеке, которую я
собирал десятки лет, оказалось более половины ТРУХИ
- и по составу книг (массу выбрасываю целиком, стоит
лишь просканировать их методом порхающего внимания),
и внутри самих книг (после зверского раздрая
остается 1/100 часть).
Возьмите знаменитое: "Любите книгу - источник
знания" (М.Горький). Но нынешняя ситуация - это
перегрузка книгами, а внутри самих книг - перегрузка
балластом. Вот никто же не выступит с воззванием:
"Любите свалки - источник полезных вещей"...
Mihail P.
Gratchev
Только 'существенное', оно относительное, даже, в чём-то
субъективное - можно и промахнуться.
Да, есть риск потерять
важную деталь и даже суть. Но зато вы вырываетесь из
кабалы, навязываемой вам автором, и парите над текстом.
И получаете массу плюсов: избавляетесь от трухи, которой
переполнены тексты; за секунды составляете общее
впечатление о книгах, на полное последовательное чтение
которых потребовались бы недели; добираетесь до
источников идей и знаний, которые годами ждали своей
очереди в вашей библиотеке или компьютерном архиве;
убеждаетесь, что значительная часть вашей библиотеки -
балласт, только по видимости ценный, а на самом деле
устаревший, банальный или тенденциозный (буквально
сегодня я выкинул таким способом несколько книг
Волкогонова о Ленине и Сталине - он первый получил
доступ в секретные архивы, а выдал лишь поверхностную
идеологическую заказуху).
Заметьте, что я не утверждаю, что порхающее внимание -
единственно актуальный способ прочтения. Но для людей,
тонущих в информации, - это шанс выплыть.
Alizarin
Моя личная экзистенциальная проблема - как раз
преодоление рассеянности. А потом - вчитывание иногда
дает поразительные открытия...
Порхающее внимание -
антипод рассеянности. Это - полет, а не рассеянное
кувыркание падающего листа...
Mihail Osokin
Не понятно, как угадать заранее, какой именно фрагмент
заслуживает внимания, а какой - нет. Книгу, как набор
фрагментов, можно представить в виде шкафа со множеством
закрытых ящиков с неизвестным содержимым. Прочитать
фрагмент = открыть ящик. Как можно узнать заранее, в
каких ящиках лежит нечто ценное, а в каких - ненужный
хлам?
Резонный вопрос! Могу
предложить 2 ответа, отнюдь не взаимоисключающих. 1. Эти
сомнения сродни тем, что одолевают человека, не умеющего
плавать. Выход вам известен - нужно рискнуть и читать
выборочно, пусть что-то и будет утрачено. Трухи в
текстах так много, что потеряете меньше, чем
приобретете.
2. Если знать типовую структуру текстов и цеплять
глазами ключевые слова-фразы, то отбор получается весьма
эффективным (особенно, когда книги трухлявые).
Alexander
Jasakov
...не нужно ориентироваться в "непомерно большом
материале".
Да что вы такое говорите?
Спуститесь из облаков иллюзий на землю - ВСЕ юзеры Сети
перегружены информацией. Чтобы не утонуть в ней и не
превратиться в дебилов-невротиков нужно менять способ
работы с текстами.
Valery Lapenkov
Мы так поступаем не только в незнакомой местности.
Большинство инстинктивно выбирает эту модель поведения
именно в описываемой Вами ситуации информационного
перенасыщения. Что, впрочем, не исключает глубокого
бурения, когда требуется решить конкретную проблему.
Я не претендую на
открытие способа прочтения "по диагонали" - это
давно известно. Смысл моего сообщения - это
философское оформление и идеологическое заострение
такой манеры работы с грудами книг и статей. Поэзия,
стиль и выражение самости. Наподобие кредо Кассиуса
Клея / Мохаммеда Али: "Порхать, как бабочка, и
жалить, как пчела".
Mihail Osokin
Местность можно сразу охватить взглядом и выделить
достойные внимания объекты. С книгой такое не проходит.
Кстати, может, стоило бы подумать над универсальной
методикой "визуализации" ценности любого фрагмента
текста. Скажем, можно было бы показывать это в виде
графика: по горизонтальной оси - номер фрагмента (в
зависимости от разбивки текста - абзаца, главы,
страницы), по вертикальной оси - смысловая ценность
текста, в баллах. Автоматизировать это, конечно,
принципиально невозможно, особенно для художественных
текстов. Однако можно сделать это методом сбора и
усреднения субъективных оценок от прочитавших. Вот
только где найти желающих, которые бы по ходу чтения
оценки кусочкам ставили?
Ценная идея. Мы стихийно
следуем ей, когда отмечаем страницы, загибая уголки и
когда отчеркиваем текст на полях (подчеркивать же
предложения - дурной стиль, портящий зрение). Я бы
предложил авторам самим размечать 3 результата их
сочинений: введенные ими понятия, открытые
принципы, разобранные примеры.
Перемножение 3 чисел их количеств дает меру ИМЭ (интенциальной
методологической эффективности) - оценку объема
новаторских трудов автора.
Например, мера ИМЭ приведенного выше в рамочке текста о
философии порхающего внимания: 1х1х2 = 2
Alizarin
Текст - это "система налагающихся упорядоченных иерархий
объектов содержания"...
Corolyov Vladimir
Текст - это совокупность психологических операторов,
последовательно обрабатывающих читателя. Простейшая
аналогия - конвейер. Hо поскольку обрабатывается не
читатель как таковой, а некий образ или группа образов в
его голове с кучей характеристик, то имеет место быть
несколько таких "конвейеров". Hеплохая аналогия - мойка
автомобилей. Автомобиль сам проезжает через все эти
щётки. Или не проезжает. Так и читатель: либо начинает
читать, подставляясь под операторы, либо не начинает.
Это называется ансамблевым воздействием. Бестселлеры
потрафляют вкусам многих групп читателей, причем каждая
группа находит в тексте свои достоинства, а недостатки
не замечает.
Или другая аналогия: придя в магазин-суперсам покупатель
сразу идет к тем полкам, где есть нужные ему товары.
Любители же шопинга прогуливаются по магазину, как по
музею, от одной заманчивой вещи к другой. Hо есть и
такие, которые обходят все прилавки в порядке, заданном
их нумерацией (за странности их еще называют "люди
дождя"... ;0)
Хочу обратить ваше внимание на изменение общей массы
читателей - многие овладели восприятием гипертекстов,
искушены поисковыми системами и всезнанием Интернета.
Таким влом читать тексты по плану и указке автора. Они
хотят все и сразу - и, как ни странно, могут это
получить техникой порхающего внимания.
Примечательно, что именно так профи знакомятся с
публикациями по своей тематике. Теперь настало ввремя
предложить такую технику широчайшим массам читателей -
это быстрейший способ синтеза смыслового поля. У него 2
антипода - или бесцельное блуждание по текстам,
умножающее хаос в голове, или рабское подчинение
авторам, но тогда вы будете завалены непрочитанными
источниками.
Добавлю, что порхающее внимание дарит фейерверк эмоций
- при таком прочтении стихотворных сборников
захватывает дух от ярких впечатлений, а раздирание книг
в клочья сопровождается зверской радостью освобождения
от оков авторов и издателей.
* * *
Теперь о том, с какими программами
лучше всего сочетается "философия порхающего внимания".
Если вы разделяете идеи этой философии, то поделитесь
своими наблюдениями. На мой взгляд, можно выделить 4
класса таких программ:
-
Поисковые системы в Сети и в
архивах компьютера (я предпочитаю
Google и Avsearch,
хотя здесь есть и многообещающие новинки -
Quintura Search, например).
-
Программы, дающие смысловые срезы
текстов - выборку абзацев по ключевым словам (пока
вне конкуренции Texter
Вадима Грайфера).
-
Программы, собирающие базы знаний
из фрагментов текстов, полученных методом порхающего
внимания (таких программ я перепробовал немало, но
сейчас абсолютный лидер - OneNote из Офиса 2007.
Она настолько хороша, что я установил ее себе
единственную из всего Офиса 2007 - в остальном меня
вполне устраивает Офис 2003. И вот цена этой
программы - весь Офис 2003 в нужной мне комплектации
весит 283 Мб, а единственный OneNote вместе с
необходимыми прибамбасами из Офиса 2007 требует себе
589 Мб. Но дело того стоит - порхающее внимание,
опирающееся на OneNote 2007, позволит вам выбраться
из-под информационных завалов).
-
Обрывки книг я накапливаю для
сканирования и перемещения в базы знаний OneNote из
Офиса 2007. А для перевода текстов в электронный вид
не обойтись без ABBYY FineReader.
Пишите ваши соображения...
mailto:feod@narod.ru
До новых встреч!
Юлий Феодоритов
|