Герменевтика XXI века
Почему стоит говорить о герменевтике XXI
века? |
"Герменевтика"
происходит от имени греческого бога Гермеса, который
согласно древнегреческой мифологии истолковывал людям
волю богов.
Возникла в Греции в V в.
до н.э. у софистов как искусство толкования текстов
Гомера, учителя нации тех времен. С
распространением христианства и необходимостью перевода
священных текстов стала частью теологии.
Как наука об интерпретации, понимании и коммуникации
ведет начало от работ Фридриха Шлейермахера
(конец XVIII в.). 100 лет спустя Вильгельм
Дильтей поместил герменевтику в фундамент
гуманитарного знания (знания о культуре). А еще через
100 лет Мартин Хайдеггер провозгласил
герменевтику основой бытия разума.
В XXI веке
распространение электронных сред коммуникации, учебы и
работы ставит проблему понимания особенно остро -
оснащенность привлекаемыми знаниями (через мгновенную
почту, поисковые системы, виртуальные библиотеки) стала
в тысячи раз больше, а способность к эффективному
усвоению не только не возросла, но даже ухудшилась в
силу информационных перегрузок и мозаичности знаний.
Ширится пропасть: общаемся больше, аргументированнее,
богаче, а получаем в итоге взаимное отчуждение, изоляцию
концепций и
нулевой практический выход. Герменевтика как никогда
ранее поможет в наведении мостов между разными точками
зрения, между словом и делом.
Каковы принципы герменевтики? |
Несмотря на долгую историю развития, теоретический
багаж герменевтики невелик и может быть сведен к
трем фундаментальным принципам:
1. "Герменевтический круг" Шлейермахера
Понимание целого складывается из
понимания отдельных его частей, а для
понимания частей необходимо предварительное
понимание целого.
2. Бесконечность интерпретации
Множество смыслов, приписываемых тексту,
бесконечно.
3. Интенциональность сознания
Смысл осознается и всегда несет в себе
некие замыслы - коммуникативные,
деятельные... |
Эти принципы составляют бесценное наследие
герменевтики, заслуживающее популяризации. В самом
деле, сколько споров и разнотолков утратили основу,
если бы собеседники признали, что любой текст, знак,
образ допускает множество толкований и что смысл
обретается в определенной системе взглядов. С другой
стороны, сколько разговоров привели бы к полезным
выводам, если бы их участники учитывали не только
идеи, но и замыслы, с которыми эти идеи выдвигаются
и отстаиваются.
В чем смысл коммуникации с точки
зрения автора сообщения? |
Стремление принести пользу
обществу и добиться общественного признания - одна
из базовых потребностей личности. Именно она
побуждает участников дискуссий выносить на
обсуждение плоды своих размышлений.
Однако чтобы плод принес пользу и был по достоинству
оценен сообществом, он должен созреть. Автор
стремится быстрее донести свое открытие до
аудитории, но вынужден совершенствовать форму и
аргументацию, откладывая сообщение. Совершенству нет
предела, и потому акт сообщения это всегда остановка
внутренней работы и переход к работе с оппонентами -
актам группового мышления: умножения идеи (мозговой
штурм), проверки аргументации, шлифовки формы,
упаковки идеи в базы знаний и планы совместных
действий.
Только в дружеской среде переход от индивидуальной к
групповой работе происходит без осложнений. Обычно
же автору приходится сражаться с драконом
неприятия и рубить 3 его головы: 1) показать,
что он свой для оппонентов - так же разумен и
логичен, разделяет те же нормы и идеалы, 2) суметь
объясниться на понятном им языке и 3) доказать, что
его открытие не ошибка и не банальность.
В чем смысл коммуникации с точки зрения
оппонентов? |
Оппоненты так же, как и
автор, стремятся через открытие новых идей принести
пользу обществу и добиться общественного признания, но
ситуация для них полярна: авторство принадлежит не им, в
проблемную ситуацию приходится вникать на ходу и так же
моментально оценивать зрелость идеи (автор же мог ее
вынашивать годами).
Только сообщения хорошо знакомых авторов становятся
сразу понятны. Обычно же оппонентам приходится отражать
интервенцию дракона невежества и рубить 3 его
головы: 1) поражать попытки ревизовать знания, 2)
изменить язык общения, а также 3) навязать обсуждение
ошибочных, посторонних или банальных идей. Если идея
автора полезна и хорошо обоснована, то дракончик
невежества его маленький и после небольшой потасовки
достигается взаимопонимание. Иначе дракон изгоняется
вместе с автором.
Обычно оппоненты отчуждены от автора, и ситуация общения
сводится к экзамену. Но возможен и другой вариант -
начало групповой работы с момента знакомства. Тогда
авторство на умноженную идею принадлежит всем
участникам; новые проблемные ситуации генерируются и
осмысливаются наравне - и автором, и оппонентами;
зрелость новых идей также определяется в ходе
коллективного обсуждения.
Ключевым в выборе между экзаменом или сотворчеством
является вопрос авторства. Пока он весьма чувствителен и
нуждается в особом согласовании, но в перспективе
Интернет изменит отношение к авторству на более открытое
к сотворчеству.
Канон и органон коммуникации |
Для упорядочения знаний о
принципах речевого поведения, способствующих лучшему
взаимопониманию, можно воспользоваться понятиями канона
и органона.
Канон = система
самосогласованных правил для безусловного выполнения.
Органон = концепция, обосновывающая необходимость и
достаточность канона как средства решения
определенного круга проблем, а также определяющая
эффективные технологии использования его правил.
Эти два понятия создают вместе замкнутую смысловую
структуру (в духе Шлейермахера), наподобие того как
сочетаются инструмент и технология его применения,
закон и прецеденты-комментарии к нему, норма права и
правоприменитель.
КАНОН
СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Для автора сообщения:
1. Сформулируйте основную идею сообщения,
в чем ее новизна, какие новые понятия в
связи с этим вводятся.
2. В каких проблемных ситуациях эта идея
может пригодиться; обобщите решения,
использующие вашу идею, в виде принципов.
3. Рассмотрите примеры, показывающие
ценность идеи и области ее применения.
4. Оцените богатство идеи как произведение
числа новых понятий на число принципов и на
число существенных примеров. Исходя из
конкретного содержания идеи, оцените ее
общественное значение.
Для оппонента:
1. Переформулируйте идею автора на удобном
вам языке. Согласен ли автор с этой
формулировкой? Почему автор придерживается
собственной формулировки и какие латентные
знания могут быть выявлены в связи с этим?
2. Какие вариации идеи возможны? Имеет ли
идея перспективу развития?
3. Какие ошибки, неточности, упущения
видны вам с вашей позиции?
4. В чем подлинное значение идеи и как она
может быть включена в ваши знания и планы
по теме, затронутой в сообщении?
|
Эти правила нуждаются в
пояснениях, чем и занимается органон.
Почему для
автора выбраны 4 правила и в чем их самосогласованность?
Эти правила фиксируют способы действий в отношении 4
фундаментальных фаз мышления:
Понятие - базовая форма логического мышления, общее
представление о сути идеи, зафиксированное и
организованное термином или системой терминов.
Принцип - базовая форма организации деятельности,
правило поведения и (или) восприятия.
Пример - результат эксперимента с идеей и принципом,
базовая форма эмпирической проверки знания.
Оценка - способ установления значимости чего-либо для
действующего и познающего субъекта; высшая форма
логического мышления. Выбранный в каноне внутренний
метод оценки характеризует, насколько полно автор
осмыслил и развернул открытую им идею.
Самосогласованность правил состоит в том, что каждое из
них подготавливает последующее, а то в свою очередь
служит проверке и
уточнению предыдущего. Тем самым выполнение правил носит
характер циклических дополнений и уточнений основных
компонентов идеи - понятий, принципов, примеров и
оценок.
Почему для
оппонента выбраны 4 правила и в чем их
самосогласованность?
Эти правила фиксируют способы действий в отношении 4
фундаментальных фаз коммуникации как распределенного
мышления:
Понимание - перевод на внутренний язык и раскрытие
смыслов, явленных в сообщении автора и за его пределами.
Сотворчество - мозговой штурм для умножения идеи и
определения ее перспектив.
Критика - определение сильных и слабых сторон
сгенерированного пула идей, устранение огрехов,
доработка упущений.
Применение - перевод идей в практическое русло:
упаковка, рассылка, включение в планы.
Самосогласованность правил состоит в том, что каждое из
них подготавливает последующее. Важен порядок
следования: сначала понять, потом включиться в умножение
идеи и только затем заняться критикой. Иначе, если
начать с критики, возможности сотворчества будут урезаны
или вовсе упущены.
Каковы
эффективные технологии использования правил канона
автором?
Технологии обычно укладываются в индивидуальный стиль
творчества, не всегда осознанный и поддающийся
изменениям. Но есть и общие находки, которые стоит
испытать на собственном опыте:
щедро давать имена своим
идеям - так ими легче оперировать;
сбор и осмысление
материалов по идеям, принципам и примерам вести
параллельно - так эффективность умственной работы
удваивается;
использовать майевтические вопросники для
принудительной циклической прокачки идеи, принципов ее
реализации и областей применения (вопросники Пойа, Чавчанидзе).
Каковы
эффективные технологии использования правил канона
оппонентом?
Если переформулировка идеи вызывает затруднение, то
естественно обратиться за помощью к автору, ведь он
гораздо больше размышлял над нею. Вопросы - мощное
средство актуализации способностей и знаний автора, как
заметил еще Сократ.
Для варьирования идеи полезен генератор обходных
стратегий
http://www.futura.ru/index.php3?idart=114 , но
главное в общении - создание атмосферы свободного
поиска, когда доброжелательно фиксируются все идеи,
какими бы странными ни казались.
При систематизации идей удобны морфологические
таблицы Цвикки, а для сопоставления и оценки -
программы экспертных оценок (Мицар, Мыслитель,
Император и др.)
Упаковка идеи проводится в двух направлениях:
1). Герменевтика истины. Суть ее в том,
чтобы в концепции (или даже некой идее), отстаиваемой
собеседником, найти такую интерпретацию, такую сферу
приложения, в которой она отвечала бы критериям истины.
Именно так можно выходить на взаимоприемлемое понимание.
2). Герменевтика пользы. Когда собеседники
договариваются о неких общих для них смыслах, то они не
останавливаются на этом, а изобретают практические
приложения этих смыслов - в коммуникации ли, в
расширении поиска новых истин ли, в выходе на
практические модели ли, в создании бизнес-планов ли, и
т.д. и т.п.
Эти канон и органон созданы в результате дискуссий на
форумах relcom.sci.philosophy и
fido7.su.philosophy при активном участии
В.Губина, М.Грачева, В.Лапенкова, Ю.Феодоритова.
Редакция Ю.Феодоритова. 2008-10-17
Если вы разделяете идеи
герменевтики, то поделитесь своими наблюдениями.
Пишите ваши соображения...
mailto:feod@narod.ru
До новых встреч!
Юлий Феодоритов
P.S. Для людей инициативных и
предприимчивых рекомендую статью партнёра нашей рассылки
Вышел
в свет - "Сборник уникальных идей и секретных технологий" (более 2200 идей)
Источник: www.tehnoidei.ru
Задержите на минутку свое внимание!
Наверняка, вы искали в сети нужную вам информацию - различные технологии, идеи домашнего бизнеса и т.п. НО, в большинстве случаев данная информация не имела НИКАКОЙ практической пользы, представляла из себя сборник "надерганных" из интернета картинок и текстов...
Отделяем "Зерна от Плёвел".
По сфере своей деятельности (частный предприниматель) меня очень интересуют различные технологии народных умельцев, идеи домашнего бизнеса. 6 лет назад я добывал такую информацию общаясь со специалистами на заводах, фабриках и просто домашних умельцев, обмениваясь опытом с другими ЧП-шниками...
5 лет назад я подключился к всемирной сети интернет, на голову посыпались сотни различных предложений огранизовать бизнес, тысячи различных технологий... Многие из этих идей были откровенной ерундой и халтурой (при том, что некоторые из даже стоили немалых денег), а некоторые идеи были весьма ценными.
Чтобы хоть как то упорядочить свои мысли и гигабайты полученной информации на своем компьютере, я начал день за днем кропотливо сортировать все интересные, ценные, работающие технологии и идеи, отделяя "зерна от плевел", каждый день пополняю свою информационную копилку все больше и больше....
За 5 лет работы в сети, я отобрал более 2 тысяч РАБОТАЮЩИХ технологий и идей домашнего бизнеса....
Да-да, я не ошибся в цифрах, именно такой, ценной и реально работающей, информационной базой я на данный момент обладаю.... И каждый день в копилочку капают все новые и новые идеи...
С каждым днем, становилось все труднее добраться до нужной мне информации, тысячи файлов, сотни папок... Чтобы упорядочить это все, было принято решение написать удобную, симпатичную и функциональную оболочку, чтобы добраться до нужной информации можно было за несколько кликов...
Сказано сделано - оболочка готова:
Не за себя обидно, за людей...
Как уже упоминалось ранее, я много раз натыкался на предложения купить идеи и технологии. Очень часто нарываясь на "лохотронщиков" и обманщиков, мне было обидно из-за себя и за других людей.
И каждый раз у меня появлялось все больше желания сделать свой собственный сайт, где будет предлагаться только проверенная и качественная информация. Знакомые дизайнеры и программисты есть, почему бы и нет? Да и родственники подогревали мое желание сделать своий виртуальный офис, когда увидели мою инфо-базу.
Сказано - сделано! :)
За более подробной информацией заходите на сайт www.tehnoidei.ru
--------------------------------------------------------
- Ставки на спорт. Секреты уникальных технологий или 32 способа, как выиграть наверняка.
- ИДЕИ ДОМАШНЕГО БИЗНЕСА И СЕКРЕТЫ НАРОДНЫХ
УМЕЛЬЦЕВ. На этом сайте, Вы найдёте огромное количество идей, методик,
технологий, ноу-хау и изобретений о которых мало кто знает, а те кто знает,
предпочитает молчать. Все самые последние технологии, которые можно разработать
самостоятельно в домашних условиях, представлены на http://www.tehnoidei.com.ru.
|