Интеллектрон: мегацели Разума

Уважаемые любители интеллектуальных программ!

Замысел этой рассылки - применение различных усилителей  интеллекта для упорядочения наших знаний о мире. При этом, как справедливо заметил Виктор Шабада в своей реплике на последний выпуск, упор делается на освоение автоматизированных алгоритмов мышления. Но не менее важен, указал он, и качественный подбор тех данных, которые в эти алгоритмы загружаются.

Вот с учетом этого замечания я решил чередовать "алгоритмические" выпуски с "концептуальными". В последних Вашему вниманию будут предлагаться идеи, заслуживающие, на мой взгляд, помещения в копилку.

Сначала - выдержки из реферата Г.А.Захарченко "Будущее человечества. Оптимистический прогноз", касающиеся мегацели Разума:

"...Кто же оставляет след в жизни? Можно считать, что все или почти все имена таких людей занесены в различные энциклопедии. Конечно, далеко не все из них действительно по-настоящему «наследили». Включение в энциклопедию во многом зависит от того,  кто, где и когда составляет ту или иную энциклопедию. Тем не менее, есть определенный круг лиц, которые попадают практически во все подобные издания. Их имена ассоциируются с какими-то в том или ином смысле переломными моментами в истории человечества. Это авторы новых научных парадигм,  выдающихся научных открытий, создатели невиданной ранее техники,  неповторимых произведений искусства, литературы, первооткрыватели новых земель, естествоиспытатели. Всех их объединяет  одно: создание нового Знания. Определяющим условием для этого должно быть, очевидно, стремление к новому Знанию. Это, как правило, доступно лишь тем, кто проносит это стремление через всю жизнь... Надо признать, занимались и занимаются  этим видом деятельности исчезающе мало людей из тех миллиардов, которые прошли и сейчас ходят по Земле. И все-таки! Высшая цель Разума - это  стремление к новому Знанию".

Насчет цели Разума представляет интерес идея, почерпнутая у д.ф.н. Г.П. Мельникова. Этот замечательный лингвист-системолог высказал гипотезу, что само человечество как явление Природы имеет цель, пока ему неизвестную - и развивается, чтобы в итоге выполнить какую-то космическую задачу, о которой узнает в будущем. И вот для выполнения этой задачи оно накапливает и усиливает 3 своих главных способности: науку, искусство и технику. Наука должна спрогнозировать некие события, на которые человечество должно будет среагировать. Техника дать средства для воздействия на события. А искусство как способность к распознаванию и созиданию гармонии определить цель и способ воздействия для реализации предназначения человечества.
Здесь остается открытым вопрос - а откуда берется направленность эволюции и не абсурдна ли сама возможность существования некоего предназначения без вмешательства какого-то сверхразума извне? Мы ведь не регистрируем такого вмешательства, а направленность эволюции - несомненный, хоть и загадочный факт. У Геннадия Прокопьевича Мельникова была идея и на этот счет. Он полагал, что здесь действует эффект реконструкции. До Большого взрыва материя была настолько глубоко организована, что теперь ее кирпичики - элементарные частицы и атомы имеют интенцию к соединению в системы и восстановлению того порядка, к которому они когда-то были адаптированы.
Если допустить существование эффекта реконструкции, то мы получаем, что материя имеет интенцию к усложнению и созданию самоуправляемых и - далее - мыслящих систем. Получается, что Разум, которым так гордится человечество и который приписывает только себе, существует в иных формах и у животных, и в растительном мире, и, возможно, в неорганических материальных системах - планетах, звездах...

В свете обсуждаемой концепции о распространении Разума в Природе стоит упомянуть учение о живой Земле. Гипотезу Гайа выдвинул Джеймс Лавлок  (Lovelock) в 1979 году. Согласно этой гипотезе, Земля является саморегулирующейся системой, способной удерживать комфортный климат и химический состав для организмов, населяющих её. (О гипотезе см. http://www.ecolo.org/lovelock/lovedetru.htm ) Иными словами, речь идет о возникновении саморегулирующейся системы планетарного масштаба.

В реферате Г.А.Захарченко упоминается идея Циолковского о «солнечном разуме», т.е. о плазменной форме разума. Правда, автор не видит пока никаких реальных предпосылок для существования такого разума и перехода человеческого разума в подобную форму. Однако не будем торопиться с выводами.

Последователь Циолковского А.Л. Чижевский установил связь между солнечной активностью и процессами жизни на Земле. Например, острые споры вызывал в свое время вопрос о влиянии солнечной активности на возникновение несчастных случаев и травматизма на транспорте и в производстве. На это впервые указал еще в 1928 г. А.Л. Чижевский, а в 50-х гг. XX в. немецкие ученые Р. Рейтер и К. Вернер, из анализа около 100 тыс. автокатастроф, установили их резкое увеличение на второй день после солнечной вспышки. Позже российский судебный медик из Томска В.П. Десятов обнаружил резкое возрастание числа самоубийств (в 4 —5 раз по сравнению с днями спокойного Солнца) также на вторые сутки после вспышки на Солнце. А это как раз соответствует началу магнитных бурь. Существует немало свидетельств воздействия магнитных бурь на технические системы и сооружения, особенно на протяженные электропроводящие системы, такие, как линии электропередач и металлические нефте- и газопроводы. Хорошо известна магнитная буря 13 марта 1989 г., которая привела к короткому замыканию в главном трансформаторе Квебекского гидроузла. В результате более 6 млн. канадцев и американцев на 9 часов остались без электричества.

Современная наука пытается объяснить выявленные зависимости только энергетикой Солнца. Так, лабораторные эксперименты показали, что во время магнитных бурь на поверхности металлических конструкций возникают наведенные электрические токи. Они-то и становятся причиной пожаров и взрывов на нефте- и газопроводах и повреждений в линиях электропередач. Наведенные токи на поверхности искусственных спутников Земли иногда вызывают сбои в работе гироскопов стабилизации, что приводит к сходу ИСЗ с орбит и их гибели в плотных слоях атмосферы. Сильные вариации магнитного поля Земли во время магнитных бурь создают наведенные токи не только в металлических проводниках, но также и на поверхности Земли. Именно это стало причиной аварии трансформатора в Квебеке.

Между тем, для науки остается загадкой, что вызывает появление пятен на диске Солнца. Считается, что Земля из-за удаленности и малости своей в сравнении с массой Солнца не способна влиять на динамику протуберанцев. Но это в том случае, если отсутствуют управляющие системы и информационные взаимодействия. Последние как раз тем и характерны, что при малой энергии способны вызывать значительные по масштабам последствия. Известен факт, что по расположению пятен на Солнце удавалось делать успешные долгосрочные прогнозы погоды Так, в 70-е годы ХХ века А.В Дьяков делал предупреждение не менее чем за полмесяца о 50 исключительных атмосферных аномалиях, которые возникали над обширной территорией Евразии или Атлантики. Среди них такие сюрпризы погоды, как штормы, тайфуны, ураганы, ливневые дожди, глубокие циклоны либо антициклоны, ну и, конечно же, великая сушь или свирепый мороз. ( http://bibliotekar.ru/chip/1195-17.htm ). Подобная точность прогнозов - указание на наличие процессов управления, разве не так?

Но возможно ли существование сложных самоуправляемых структур на Солнце - кипящем океане плазмы, воплощении хаоса с точки зрения современной науки? На первый взгляд, это кажется невозможным. Но как быть с тем фактом, что в излучении одной из звезд обнаружены музыкальные лады? Об этом открытии В.А. Лефевра в 90-х годах ХХ века писали многие издания (см. например, http://www.ogoniok.com/archive/1998/4546/11-56-59/ )

В завершение выпуска я хочу процитировать В.А. Лефевра из вышеупомянутого интервью о появлении исследователей новой волны:

"...Я вообще думаю, что следующий век породит новый тип исследователя. Появятся люди, которые занимаются наукой, а не какой-то отдельной ее частью, причем не методологией науки, а просто наукой. Современные межпрофессиональные барьеры в науке душат и научное творчество, и саму науку. Люди становятся убогими. Углубленно изучаются весьма несущественные с практической и теоретической точки зрения объекты. Сейчас нет "просто ученых".
Я думаю, что создание Интернета породит новых профессионалов науки, которые будут заниматься всем...
Уже сегодняшний мальчик, свободно блуждающий по Интернету, - потенциальный ученый без границ. Я думаю, что дети будут учиться гораздо быстрее и, главное, будут освоены методы овладения существом знаний. По сути, Интернет - кусок мозга. При некотором навыке вы можете прямо подключаться к знаниям - без библиотек и лекций. Близость разных областей знаний в Интернете непременно скажется. Разумеется, будут существовать и узкие специалисты, но они, скорей всего, будут напоминать технических исполнителей".

Вот и всё пока... Вопросы и замечания mailto:feod@narod.ru  

До новых встреч!
Юлий Феодоритов
 


Hosted by uCoz