asКлуб
любителей аллегорийsa
Клуб
любителей аллегорий
Интеллектрон: самоопределение
(майевтические машины 1)
Уважаемые любители интеллектуальных программ!
Мысль - это нечто эфемерное и мимолетное: раз - и промелькнула в уме. Не зря же говорят "быстрее мысли", когда хотят подчеркнуть экстра-супер-быстроту процесса. Но иногда мысль кажется такой неповоротливой. Приходится её раскачивать как застрявшую в яме машину, чтобы вытолкнуть на гладкую дорогу. Вот в таких случаях вам могут помочь майевтические машины.
Принцип работы таких машин прост, и наверняка хорошо вам знаком. Вы вступаете в диалог с собой: задаете вопросы и сами же отвечаете на них. Правильно поставленные вопросы, как заметил еще Сократ, могут привести человека к неожиданным для него выводам и даже открытию глубоких истин.
Эту процедуру автодопроса вряд ли можно отнести к приятному времяпрепровождению. Обычно мы прибегаем к ней в критических ситуациях, под давлением обстоятельств, когда приходится резко умнеть, чтобы выпутаться из ещё больших неприятностей. Вот как описывал это состояние А.С. Грин: "Надо было что-то придумать. Огненный клубок прыгал в голове Геника, развертываясь и сжимаясь в ослепительно блестящую точку, которая плыла перед его глазами по аллее и зеленым кустам".
Так и собеседники Сократа ежились от его вопросов: подводя их к истине, он одновременно наживал себе врагов и, как известно, в итоге плохо кончил - его обвинили в отрицании старых богов и приговорили к смерти в мае 399 года. Но сократические беседы остались в истории мировой культуры, а изобретенный им метод майевтики (греч. maieutike, повивальное искусство) вот уже 17 веков помогает извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов.
Вообще говоря, каждый философ, предлагая свой метод понимания мира, выстраивает систему вопросов, отвечая на которые мы можем упорядочить свое мировоззрение. И таких систем тьма тьмущая, причем многие создавались людьми гениально одаренными и обладают мощнейшей эвристической силой. Одна диалектика Гегеля чего стоит! А ведь есть кроме философов еще и великолепные педагоги и методологи. В их трудах, посвященных развитию мышления, заданы схемы, позволяющие эффективно решать задачи и синтезировать новые идеи. Пойа, Лакатос, Цвикки, де Боно, Розеншток-Хюсси, Макаренко, Мельников, Тейлор, Эмерсон, Карнеги, Альтшуллер, Сыроежин, Чавчанидзе... - сотни имен!
Так что систем вопросов, развивающих мысль, накоплено множество для самых разных проблемных ситуаций. Но ничто не мешает вам придумать свою собственную систему - самую для вас эффективную, учитывающую уникальные особенности вашего мышления и специфику тех проблем, которые вам предстоит решать.
В докомпьютерные времена такие вопросы записывались на карточки - и в процессе размышлений человек тасовал карты, отвечая на очередной вопрос и переходя к следующему. Но теперь эту процедуру гораздо удобнее выполнять в электронном виде - механизм гипертекста подходит для этого как нельзя более. На рабочих страничках вопросов, например в Word'е размещаются гиперссылки с вариантами переходов на другие странички, что позволяет реализовать сложные (циклические, ветвящиеся) схемы развития мысли.
Для задачи этого выпуска подойдет майевтическая машина с гегелевской триадой (тезис-антитезис-синтез), реализованной для троекратного обобщения (кто знаком с терминологией, это трехзвенная узловая линия меры). Файл с машиной "Гегель" выложен в архиве (5Кб) http://feod.msk.ru/evrika/Mera-3.zip, а здесь представлен результат работы с нею для темы "Сетевые ники".
Для экономии места содержание пунктов
спрятано за заголовками. Вы увидите здесь текст каждого из пунктов, если
наведете курсор мыши на соответствующий заголовок в колонке слева.
Как корабль назовешь - так он и поплывет (Капитан Врунгель).
Человек приспосабливается к обстоятельствам, маскируя свое Я социальными
ролями. Так и с Интернетом - там действует не сам человек, а его
превращенная личность - аватар. Сетевой ник является именем этого аватара -
поначалу случайным, но как только аватар наберет самостоятельную силу, это
имя становится ключом к его характеру и судьбе.
Хоть горшком назови - только в печку
не ставь (Народная мудрость).
Я человека отстаивает свой суверенитет - и все социальные роли
представляет просто инструментами, которыми оно легко управляет и которые не
имеют никакой обратной силы - случайны да и только... Так что имя
аватара - просто случайный ярлычок для маски... (Однако не забудем,
что маски прирастают к лицу не только в сказках...)
Человек всегда гордится тем, что начертал где-то свое имя, хотя бы на коре дерева, и всегда приходит в удивление, когда больше не находит его (Дюма-сын).
Все
действия Я в Сети именуются ником, происходят как бы не от лица Я,
а от лица аватара. Так создается привычка связывать свое
сетевое поведение со сторонней сущностью. Чем больше это
поведение отклоняется от повседневного, тем большую силу набирает аватар. У
сетевых наркоманов - их еще называют в психиатрии интернет-аддиктами
- аватар становится сильнее породившего его Я.
Посейте поступок — и вы пожнете привычку, посейте привычку — и вы пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу. (Теккерей)
Смена ника позволяет ослабить доминанту аватара и дает
возможность примерить на Я другие стереотипы сетевого поведения - а
значит, открыть для себя новые формы отношений, иные виртуальные миры
Интернета.
Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота. (Библия).
Обновление ников, смена сетевых масок идет в плюс, если при этом утверждаются и раскрываются глубинные качества Я. В этом смысле игру с никами можно понять как поиск подлинного имени аватара в качестве олицетворения миссии Я в Сети. Примечательно, что игра в карнавал масок заканчивается, когда человек называет аватара своим подлинным именем, доставшимся ему от родителей.
В конце концов у всех одна судьба. Смерть ждет и властелина, и раба. (Хаджиб)
Любой аватар конечен во времени - и исчезнет, будучи смещен
своим преемником или даже вместе с Я. Можно закрывать на это глаза,
предпочитая утешительный миф, что аватар вечен. Но зрелая стоическая позиция
в том, чтобы осознать его переходящую суть - и взять максимум возможностей
за отпущенный ему срок.
Что тело! Истлеет — останется прах. Лишь доброе имя пребудет в веках! (Хосров)
Возможности Сети, связанные с аватаром, используются
по-разному: для развлечений и отдыха или же для выражения задатков своего Я
в творчестве, в создании, как говорят, "нетленки". Здесь каждый выбирает по
настроению. Но есть еще одна - опасная - возможность: растрачивать свое
драгоценное время в угоду махинаторам, попасть в рабство психическим вирусам
ложного Я. И здесь нужно держаться стойко, отстаивая достоинство Вашего
настоящего имени.
1. Явление как созидание | Алгоритм работы машины "Гегель" состоит в трехкратном прохождении цикла
гегелевской триады "тезис-антитезис-синтез" на пути от явления к
управлению им - и далее к норме, задающей цель управления. Тем самым феномен
получает определения от трех сфер психики: чувства, мысли и воли. Всего
же с учетом антиподов мы получаем 7 точек зрения. Для экономии места содержание пунктов спрятано за заголовками. Вы увидите здесь текст каждого из пунктов, если наведете курсор мыши на соответствующий заголовок в колонке слева. |
2. Явление как разрушение | |
3.
Управление |
|
4.
Освобождение |
|
5.
Норма |
|
6.
Хаос |
|
7.
Мера |
DHTML, в котором представлены результаты работы с майевтической машиной, к сожалению работает надежно только с Outlook Express, а в других почтовых клиентах возможны искажения. Если же Вы подписаны на почтовый веб-сервис, то там DHTML обычно выключен.
Для таких случаев - краткое резюме:
Выбор сетевого имени (ника) - это акт самоопределения. Сначала ему не придают особого значения и берут случайное имя, затем играют в карнавал масок анонимного общения, но зрелые формы ника выражают имя миссии, которую человек принимает на себя в Сети, либо имя его личности, данной ему родителями.
Вот и всё пока... Вопросы и замечания mailto:yes314@mail.ru
До новых встреч!
Юлий Феодоритов