ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОДБОР ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОВОДОВ ДЛЯ СЮЖЕТОВ

 

Подбор сюжетов для выпуска новостей может идти от событий или от заданных тем.

Тема выходит на первый план:

1.     При отслеживании редакцией какой-либо проблемы, процесса, последствий значительного события.

2.     При агрегированной подаче новостей, когда центральное событие блока задает тему для сюжетов-сателлитов.

3.     При освещении знаменательных дат.

Значение тематического подбора сюжетов особенно заметно при подготовке информационно-развлекательных программ. Здесь главный приоритет отдается не информированию о панораме событий, а привлечению внимания и поддержанию настроения аудитории, за которое “отвечает” данная программа. При этом собственно новостной жанр локализуется в кратких информационных выпусках, существующих наряду с другими, тематическими рубриками. (Запросы телеканала "Доброе утро" к подбору сюжетов даны в прил. 1)

Но и внутри новостного жанра тематический подход к выбору сюжетов является необходимым дополнением к событийному подходу. Если идти только от событий, то панорама новостей приобретает характер случайной хроники. Изолированное событие, чтобы привлечь внимание аудитории, должно поражать воображение ужасами (их найти проще всего) или сенсациями, либо относиться к жизни знаменитостей (политиков, звезд). В результате получается смесь катастроф со светской хроникой - предмет постоянной критики за "чернуху", "садовое кольцо" и отсутствие жизни страны и простых людей на экране.

Антиподом событийного является тематический подход к новостям. Его ярким примером служила советская тележурналистика с ее рубриками "Будни великих строек", "Герои труда и победители соцсоревнования", "Навстречу съезду партии", "Отмечаем 100-летие со дня рождения Ленина" и т.п.

Этот подход был отвергнут вместе с шаблонами заидеологизированной журналистики. Однако общество не может жить без духовной составляющей, без идеологии. Особенно в условиях кризиса, когда люди нуждаются в духовной поддержке.

В период упадка общества, когда аудитория страдает отсутствием веры в будущее, наиболее востребована драматическая манера подачи новостей, когда журналист как бы устанавливает законы и следует им. Это язык глаголов и повелительного наклонения. Подобная авторитарная манера речи отвечает неосознанному стремлению аудитории услышать голос, ответственно выражающий мысли и волю массы в ее попытках сопротивляться давлению обстоятельств, - голос лидера, способного защитить массу и видящего пути выхода из кризиса. Такую же манеру речи аудитория ждет и от политических лидеров, которым новостная программа дает время для высказываний в эфире.

Драматическая подача новостей предполагает специфический выбор сюжетов. Лидер должен говорить о народных бедах, обнаруживать глубокое понимание общей ситуации по затрагиваемому в сообщении вопросу, четко формулировать задачи (у редакции новостей более сторонняя позиция - она должна ясно отражать: что делается, достаточно ли этого для решения вопроса, что еще можно было бы сделать). Для лидера неприемлемы легкомысленные сюжеты, а тем более сюжеты, ставящие под сомнение его роль народного заступника. Праздники и светская хроника в драматически построенных новостях подаются как исключения, т.е. не в контексте повседневности, а в идеализированном, романтическом ключе - как проблеск надежды, за которую надо еще побороться и пострадать.

К ограничениям драматической манеры относятся опасности театрализации, когда аудитория перестает всерьез воспринимать смысловые акценты редакции - драматический тон начинает выглядеть как сочиняемый, теряет связь с реальностью и превращается в фарс. С другой стороны, как жанр драма в новостях, чтобы не вызвать оскому у аудитории, должна временами чередоваться с другими жанрами - лирикой, эпикой, нейтральным информированием.

Лирика акцентирует внимание на сюжетах, передающих внутренний мир героев, включающих аудиторию в круг их переживаний. Это сюжеты о ярких личностях современников, творчестве деятелей искусства.

Эпика связывает настоящее и прошлое. Главный прием здесь - именование событий личностями их героев и моральное соотнесение с великими именами прошлого. Отсюда внимание к сюжетам, связанным со знаменательными датами (заход из прошлого), и к моральной оценке поступков современных деятелей (заход из настоящего). Журналистские расследования, работа прокуратуры и суда - подобные сюжеты органичны этому стилю подачи новостей.

Нейтральное информирование - наиболее распространенный стиль тележурналистики. Существует даже мнение, что он - единственно возможный. Однако это не так - нейтральные ведущие выглядят особенно неуместно в периоды эмоциональных потрясений аудитории.

Отстраненный стиль подачи новостей способен осветить любые сюжеты, но ему наиболее свойственны темы в которых фигурирует баланс сил и многовариантное развитие событий. Это темы переговоров, постепенного улаживания сложных застарелых конфликтов, длительного комплексного решения экономических проблем. А также общие темы социального и научно-технического прогресса. (Аналитичность подобных сюжетов может утомить среднего зрителя и не уложиться в сжатые рамки новостной программы. Эти трудности преодолеваются так же, как в популяризации науки и техники - через показ достижений, представление авторов и формулировку ключевых идей.)

Особенностью подбора сюжетов для новостей является их географическая привязка. В памяти аудитории разные регионы связаны со своей специфической тематикой и соответствующим стилем подачи информации. Например, Кавказ - война, криминал, нейтральная подача. Сибирь, Красноярск - край Лебедя, драматический стиль. Центр, Москва - власть, политические интриги, эпический стиль. Север, Дальний Восток - окраины, лирический стиль.

В какой степени и в какой комбинации различные стили подачи новостей должны сочетаться - это редакция определяет, исходя из принятой редакционной политики, чувства уместности, ожиданий аудитории и содержания редакционного портфеля.

Наполнить этот портфель необходимым разнообразием сюжетов могут помочь тематические подборки информационных поводов: под заданную тему набираются ссылки на неординарные личности, коллективы, ситуации, прецеденты, с которыми могут быть связаны сюжеты, развивающие эту тему. 

Такие подборки могут делаться под любую тему, отслеживаемую редакцией. Архив подборок будет пополняться без снижения ценности предыдущих записей - ведь прототипы сюжетов продолжают существовать и могут привлечь зрительский интерес.

Но наряду с ситуативными темами существуют так называемые "вечнозеленые" - те, к которым редакция регулярно обращается. Подборки информационных поводов к этим темам информационная служба может делать по собственной инициативе, не дожидаясь редакционного задания. Список таких тем может быть согласован с главным редактором. (Эскиз списка с группировкой к стилям подачи новостей дан в прил. 2)

 

Приложение 1

ПОДБОР СЮЖЕТОВ ДЛЯ УТРЕННИХ ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Общее требование - сюжеты должны вписываться в темпоритм сборов на работу, поднимать настроение.

Темы сюжетов, интересующие аудиторию:

   Социальные вопросы

   Культура

   Образование

   Здравоохранение

Особый интерес представляют сюжеты, связанные с неординарными людьми -самородками, энтузиастами, изобретателями, чудаками - и в профессиональной, и в досуговой (хобби) сферах.

Наряду с сюжетами, требующими съемок и репортажей, используются и сообщения в виде подводок к рубрикам. Здесь уместно использование курьезов - сообщений, вызывающих удивление и привлекающих внимание к рубрике.

Рубрики телеканала "Доброе утро":

 

   Хроника дня (информация, сюда уместны подводки по СМИ)

   Образование

   Капитал (финансы)

   Завтрак с Роксаной (пища)

   Здравпункт

   Спорт

   Мир моторов (автомобили)

   Из жизни животных 

 

Приложение 2

СПИСОК БАЗОВЫХ ТЕМ

 

 1. Драматический стиль

   Россияне в ближнем зарубежье, помощь мигрантам

   Кто нас защищает (от болезней, криминала, катастроф)

   Эффективная социальная помощь

   Уровень жизни: школа выживания

   Народный капитализм: успехи и разочарования

   Что такое успешный бизнес

2. Нейтральный стиль 

   Рекорды и достижения НТР

   Экология: проблемы и решения

   Урегулирование конфликтов

   Программы и результаты реформ: региональный и мировой опыт

3. Эпический стиль

   Судебные иски и прецеденты

   Журналистские расследования и преследования журналистов

   Решения властей и их результативность

   Исторические параллели: современные деятели на фоне деятелей прошлого

4. Лирический стиль

   Достопримечательности и богатства родной природы (особенно на Дальнем Востоке и Севере)

   Памятники отечественной истории и юбилеи исторических событий

   Песенные фестивали

   Достижения искусства и литературы

 

Hosted by uCoz