ПОДБОР СЮЖЕТОВ ДЛЯ НОВОСТНЫХ ПРОГРАММ

Общее требование - сюжеты о событиях должны быть достойными внимания огромной аудитории, распределенной по множеству регионов.

Факторы значимости события:

Темы сюжетов, интересующие аудиторию, представлены в прилагаемой матрице.

На эту матрицу накладываются предпочтения редакции, как субъективные, так и ситуационно обусловленные. Так, кризис в обществе смещает акценты в левый верхний угол матрицы (к интересам физической и социальной безопасности), а общественный подъем - в правый нижний (к интересам преобразований, успеха и признания).

В настоящее время в новостях преобладают темы катастроф, преступности, эпидемий, нищеты, акций протеста, политических интриг. Позитивные процессы отражаются мало, что служит основанием для многочисленных обвинений в доминировании "чернухи" на телеэкране. В ответ тележурналисты утверждают, что отражают неприятную правду, и сопротивляются попыткам "лакировки" действительности.

Разрешение этой коллизии в том, что аудитория приемлет только социально ответственное новостное вещание. Все, что в новостях ниже критической точки истины - и, следовательно, лжесвидетельство, - это уже не новости, а сплетня, болтовня или просто лепет. Новости должны иметь место в жизненном процессе, иначе это не новости, а реплика "в сторону". Но жизнь - это единство процессов распада и созидания. Уровень понимания темы должен быть у журналиста таков, что он должен видеть это единство и, начиная тему от жизненной правды аудитории, показывать в распаде начала созидания, в созидании - опасности вырождения и распада. Если же уровень понимания низок, то велик соблазн воспользоваться шаблонами обличения распада или же воспевания созидания.

В период упадка общества, когда аудитория страдает отсутствием веры в будущее, наиболее востребована драматическая манера подачи новостей, когда журналист как бы устанавливает законы и следует им. Это язык глаголов и повелительного наклонения. Подобная авторитарная манера речи отвечает неосознанному стремлению аудитории услышать голос, ответственно выражающий мысли и волю массы в ее попытках сопротивляться давлению обстоятельств. Это голос лидера, способного защитить массу и видящего пути выхода из кризиса. Такую же манеру речи аудитория ждет и от политических лидеров, которым новостная программа дает время для высказываний в эфире. (Заметим, что это - лишь одна из четырех базовых манер подачи новостей. Когда ситуация требует преодоления анархии и достижения соглашений, уместна лирическая манера подачи новостей. Когда аудитория захвачена угрозами или бедствиями войны, то лучше воспринимается объективная манера. Наконец, при опасности революционного низвержения социального порядка уместна эпическая речь: события настоящего связываются с прошлым, подчеркивается историчность действий и поступков, современные деятели ставятся в ряд с деятелями прошлого, и подвергаются моральному суду.)

Драматическая подача новостей предполагает специфический выбор сюжетов. Лидер должен говорить о народных бедах, обнаруживать глубокое понимание общей ситуации по затрагиваемому в сообщении вопросу, четко формулировать задачи (у ведущего новостей, поскольку он не является политическим лидером, более сторонняя позиция - он должен ясно отражать: что делается, достаточно ли этого для решения вопроса, что еще можно было бы сделать). Для лидера неприемлемы легкомысленные сюжеты, а тем более сюжеты, ставящие под сомнение его роль народного заступника. Праздники и светская хроника в драматически построенных новостях подаются как исключения, как драгоценные вкрапления, как луч солнца между туч, как проблеск надежды, за которую надо еще побороться и пострадать (т.е. не в контексте повседневности, а в идеализированном, романтическом ключе).

Из российских политиков драматическая манера речи наиболее свойственна Жириновскому, Зюганову, Лебедю. Проблемы у них просты и понятны, виновные названы, союзники и задачи определенны… К ограничениям этого стиля общения относятся опасности театрализации, когда сочиняемая драма теряет связь с реальностью и превращается в фарс. С другой стороны, как жанр драма в новостях, чтобы не вызвать оскому у аудитории, должна временами чередоваться с другими жанрами - лирикой, эпикой, нейтральным информированием.

Лирика акцентирует внимание на сюжетах, передающих внутренний мир героев, включающих аудиторию в круг их переживаний. Это сюжеты о ярких личностях современников, творчестве деятелей искусства.

Эпика связывает настоящее и прошлое. Главный прием здесь - именование событий личностями их героев и моральное соотнесение с великими именами прошлого. Отсюда внимание к сюжетам, связанным со знаменательными датами (заход из прошлого), и к моральной оценке поступков современных деятелей (заход из настоящего). Журналистские расследования, работа прокуратуры и суда - подобные сюжеты органичны этому стилю подачи новостей.

Нейтральное информирование - наиболее распространенный стиль тележурналистики. Существует даже мнение, что он - единственно возможный. Однако это не так - нейтральные ведущие выглядят особенно неуместно в периоды эмоциональных потрясений аудитории. Отстраненный стиль подачи новостей способен осветить любые сюжеты, но ему наиболее свойственны темы в которых фигурирует баланс сил и многовариантное развитие событий. Это темы переговоров, постепенного улаживания сложных застарелых конфликтов, длительного комплексного решения экономических проблем. А также общие темы социального и научно-технического прогресса. Аналитичность подобных сюжетов может утомить среднего зрителя и не уложиться в сжатые рамки новостной программы. Эти трудности преодолеваются так же, как в популяризации науки и техники - через показ достижений, представление авторов и формулировку ключевых идей.

Особенностью подбора сюжетов для новостей является их географическая привязка. В памяти аудитории разные регионы связаны со своей специфической тематикой и соответствующим стилем подачи информации. Кавказ - война, криминал, нейтральная подача. Сибирь, Красноярск - край Лебедя, Урал, Екатеринбург - край Росселя, драматический стиль. Центр, Москва - власть, политические интриги, эпический стиль. Север, Дальний Восток - окраины, лирический стиль.

 

ПРИМЕРЫ ТЕМ НОВОСТЕЙ, ИНТЕРЕСУЮЩИХ ТЕЛЕЗРИТЕЛЕЙ 

Мотив зрительского интереса Сфера:

Природа (первая и вторая)

Сфера:

Общество

Сфера:

Личность

Мегасфера:

Связь сфер, неизведанное

 

1

2

3

4

Безопасность

 

 

А

Ураганы и ликвидация их последствий.

 Борьба с лесными пожарами.

Борьба ГИБДД, преемницы ГАИ, с авариями на дорогах.

Вандализм на железных дорогах и борьба с ним.

Успехи в расследовании громких дел.

Ликвидация банд и подпольных складов оружия.

Коррупция и борьба с ней.

Угроза войны на Кавказе и миротворческая миссия Лебедя.

Будни пограничников.

 Угрозы наркомании (разрушение психики, вовлечение молодежи, СПИД, наркопреступность) и изъятие крупных партий наркотиков.

Секты как угроза личности (Аум Сенрике, Белое братство, Сайентология...)

Падение крупных метеоритов.

Гелио- и геофизические прогнозы стихийных бедствий.

Интернет-преступность и борьба с ней.

Здоровье

 

 

Б

Эпидемии и борьба с ними (СПИД, туберкулез...)

Загрязнение окружающей среды и очистные работы (установки по демеркуризации на Севере и т.п.)

Ресурсы здоровья человека, примеры закалки здоровья.

Примеры мастерства и милосердия медиков.

 “Скорая помощь” нуждается в помощи.

 Что тревожит соотечественников - всегда ли опасения оправданны?

 Примеры социального оптимизма, психологии победителей, побед над тяжелыми обстоятельствами.

Примеры любви, дружбы, семейного тепла.

Полезны ли компьютерные игры?

 Загадки и открытия науки о человеческом организме (акупунктура, электро-диагностика по Фолю...)

Благосостояние

 

 

В

 Примеры богатства природы в сборе грибов, ягод, орехов, рыбалке, приусадебном хозяйстве.

 Программа стабилизации экономики и ее реализация.

 Акции протеста, их негативное влияние на экономику, усилия властей по разрешению проблем трудящихся.

 Летний отдых детей.

 Абитуриент-98.

 Как школа готовится к новому учебному году.

Случаи невероятного материального успеха (находки кладов, самородков, “золотых жил” вроде кубика Рубика или “Тамагучи”)

Развлечения, творчество, познание

 

 

Г

Открытия в науках о природе.

Достижения архитектуры, дизайна, моды.

Новые изобретения.

Коллективное и массовое творчество (театр, праздники...).

Герой нашего времени в искусстве.

Искусственный интеллект (вызов Каспарову и т.п.)

Новые течения в искусстве.

Власть, влияние

 

Д

 Рекорды и мощь современной техники

 Покорение природы

Укрепление государственной власти, наведение порядка

Примеры силы духа (спорт инвалидов...)

Освоение космоса

Признание

 

Е

Красоты природы, жизнь заповедников, чудеса зодчества

Примеры успешных начинаний

Жизнь лидеров и кумиров

Исторические личности (к знаменательным датам)

Hosted by uCoz