Самоуправляемые системы (социумы)

Социум сам определяет цели совместной деятельности

Предназначение социума - жизнь. Это не только работа, но и развлечения, отдых, свободное время для личных дел и культурной самореализации, помощи родным и друзьям, участия в общественных объединениях.

"Человек как существо социальное рождается для того, чтобы выполнить свою первичную задачу создать благоприятные условия собственного существования: дольше и комфортнее прожить, произвести и вырастить потомство, обеспечить себе статус и безопасность, удовлетворить свои культурные запросы, исполнить идеологическую миссию, если его в нее рекрутировали. Для этого человек вступает в сотрудничество и соперничество с себе подобными, создает различные социальные коалиции и институты, начиная от семьи и кончая государством" (В.А.Тишков, 2000)

Предтеча социума - стихийный коллектив на досуге. Его цель не задана изначально, а есть плод импровизации для подыскивания совместных интересных занятий.

Виды социумов - семья, артель, община, партия, государство.

В социуме управление возникает в особом самовлиянии этой системы - в процессе ее самоорганизации. Главное отличие от производственных коллективов заключается в том, что социум сам определяет цели совместной деятельности, т.о. являясь не искусственным, а естественным объектом.  Это не механизм, а организм.

Если иерархии и команды создаются для определенной цели и в этом смысле не имеют прошлого - они живут в настоящем и будущем, то социум несет в себе прошлое как культуру, является воплощением этой культуры и средством ее развития.  Социум воспроизводит сам себя, подчиняя новые элементы той культуре, воплощением которой он является. Чтобы выжить, социум выполняет определенные задачи при взаимодействии со средой, но одновременно он поддерживает  и развивает информационную основу своей жизни - свою культуру. Культура - это концепция выживания в среде, язык  общения с членами социума, новичками и чужими, нормы сосуществования и санкции за их невыполнение, это святыни, в которых воплощен "дух социума" и его предыстория.

Клеточка социума и линия ее развития

Поскольку сущность социума скрыта в его культуре, то элементом социума может быть любой значимый носитель культуры. Это может быть личность с предысторией, отпечатанной в ее памяти и в памяти других людей; может быть фотография, книга, здание, аппарат или инструмент, в которых овеществлена определенная культура; наконец, это может быть другой социум, входящий в состав данного и несущий как свою внутреннюю культуру, так и культуру объемлющего его социума.

На пути включения в социум клеточка (первичный элемент) может пройти три фазы развития: носитель - активист - символ.

В фазе "носителя" элемент не разворачивает потенции заключенной в нем культуры, а только хранит ее как своего рода памятник культуры.

Как "активист", элемент включен в культурную среду и участвует своим багажом в ее жизни и развитии. Наследие былой культуры как бы охвачено пламенем жизни социума и переплавляется в культуру настоящего и будущего. "Закаленный винтик" иерархии, в частности, тоже является активистом, поскольку своей деятельностью создает новые примеры послушания и почитания вождя.

Высшая форма включения элемента в социум - это "символ".  Здесь он становится священным предметом - образцом для подражания, объектом почитания и носителем "духа социума". Это может быть храм, икона, знамя, реликвия, а среди людей - референтная группа, герой или вождь. Символическое значение могут приобретать и элементы, несущие образ врага или каких-либо пороков, подлежащих изоляции и искоренению.

Модели социума

Социум - образование с динамичной структурой. Выбрав себе какую-то цель, он полностью или частично преобразуется в иерархию или команду, а со сменой цели предстает в виде другого набора иерархий и команд. Впрочем, длительное существование иерархии или команды позволяет ей наработать собственную культуру, и тогда иначально искусственное образование уже не поддается роспуску и пытается сохранить свое существование.

Тоталитарный социум. В нем подлинной командой является только правящая элита, а остальные члены общества поставлены в жесткие рамки иерархий. Но даже и при диктатуре у рядовых членов общества есть какая-то свобода выбора, что позволяет им влиять на положение дел в государстве. Эти несущественные свободы используются СМИ для обоснования мифа о полноценном социуме, включающем всех членов общества.  Для сохранения податливости производственных структур (разрушения их частных культур) в таком социуме используется ротация руководящих кадров, периодические "чистки" и кампании борьбы с "уклонистами" во властной элите, поиски шпионов-вредителей и подготовка к "войне" с внешними врагами во всем социуме.

Либеральный социум. Выборы, собрания - способы влияния масс на правящую элиту. Вложенные социумы могут влиять на весь социум через представительные органы власти и через узаконенную и тайные системы лоббирования. Наконец, средства массовой информации здесь играют роль не только "приводного ремня" от правящей элиты к массе, но и средством выражения существующего общественного мнения и средством контроля за соответствием жизни властной элиты общественным нормам.

Исторический обзор моделей социума и прогноз развития общественных отношений в обществе, где главным СМИ станет Интернет, дан в прилагаемой выдержке из статьи Ю.В.Рождественского "Формы власти в информационном обществе".

Как живое существо, социум проходит фазы рождения, становления, стабилизации и угасания. Описание таких фаз на примере этноса и связанной с этим типологии активистов социума дано в прилагаемой выдержке из работ Л.Н.Гумилева.

Информационное пространство социума и культура

Описанные в предыдущих разделах информационные пространства иерархий и команд являются целевыми проекциями культурного пространства социума, в котором образуются эти иерархии или команды. Активист данной культуры, попадая в систему отношений иерархии, начинает играть роль, например, должностного лица, а будучи включен в команду, перевоплощается в профессионала. Соответственно меняется и тип информационной среды, в которой он действует как субъект или объект управления.

Основным содержанием информационной среды являются карты совместной деятельности, которые возникают в результате общения  активистов в связи с принятой целью. А цель принимается путем согласования запросов активистов к совместному выживанию и развитию в изменившихся условиях (например, при поступлении запроса от объемлющего социума).

То есть, информационное пространство социума многослойно: есть карта организации работ по достижению выбранной цели (мобилизационный план социума), есть карта альтернативных целей, ресурсов и возможностей (реестр социума), есть карта запросов, отметка на которой вызывает процедуру обработки реестра для создания мобилизационного плана (по терминологии К.С.Станиславского, это карта сверхзадач).

Картина информационного пространства упрощается тем, что большинству социумов свойственен цикл жизнедеятельности. Актуальные запросы сменяют друг друга по кругу, соответственно, практически без изменения принимаются мобилизационные планы, так что обращение к реестру становится необходимым лишь для компенсации ситуационных помех.

Информационное пространство социума создается в процессе общения активистов. Язык этого общения, образцы поведения, нормы и ценности,  санкции и знания  составляют культуру данного социума. В информационное пространство элементы культуры распредмечивают свое содержание и тем самым как бы оживают, переплавляя прошлую культуру в культуру настоящего и будущего.

Формирование культуры проходит следующие стадии: сначала через подражание осваиваются образцы (со знаками "так нужно" или "так нельзя"), затем образцы разделяются на нормы (правила), санкции (для принудительного или рекомендательного навязывания норм) и регулируемую ими деятельность, потом нормы делятся на ценности (идеалы-ориентиры), цели и средства, в свою очередь объективируемые в виде знаний (Ю.А.Левада, 1969)

Самоконтроль членов социума (носителей, активистов, символов) основан на выделении в информационном пространстве особых элементов, включаемых в самосознание людей и служащих источником совести, гордости, веры. Через эти элементы субъект способен на самостоятельные действия как член социума вне контроля остальных членов - т.е. как активист. Этим элементам в культуре присваивается качество святости. Они особенно важны для гибких организационных структур.

Управление жизнью социума

Жизнь - это эмоциональная включенность - и в деятельность, и в информационный слой отношений членов социума. Степень включенности варьирует по следующей шкале: игнорирование-апатия-горе-страх-скрытая враждебность-гнев-антагонизм-скука-спокойствие-радость-энтузиазм. (шкала тонов Хаббарда) 

Если член социума или социум в целом находится ниже уровня апатии в отношении какой-то деятельности, то связанная с нею реальность для него как бы не существует, сигналы управления не проходят, информационный пласт отношений отсутствует. При этом деятельность может осуществляться - но как бы в бреду, без привязки к ситуации и к сигналам других участников этой деятельности, что может вести к несчастным случаям. Ниже уровня апатии мир кажется расплывчатым, туманным, колеблющимся, нереальным. / "Человек в таком состоянии не может контролировать вещи и, по существу, не присутствует в достаточной мере, чтобы его мог контролировать кто-либо другой, и совершает странные и непредсказуемые поступки" (Л.Р.Хаббард. Проблемы работы, СПб, 1994, с.107)

На уровне апатии поведение субъекта все еще опасно, но по крайней мере он хотя бы частично может реагировать на ситуацию и на обращения других субъектов. Т.е. он уже в какой-то степени ощущает себя членом социума и его можно продвигать на более высокие уровни включенности. Поэтому первая задача включения новичка в жизнь социума - это подъем его хотя бы на уровень апатии. Такая задача может решаться в информационных и деятельностных слоях отношений.

В информационных процедурах вовлечения в деятельность различают игру на общности интересов, когда откровенно обрисовывают обстановку и предлагают вместе рассмотреть варианты решений, и игру на интересах данного лица. 

Игра на интересах наиболее характерна для общения с эгоистически настроенными субъектами: "Интерес есть душа себялюбия, и подобно тому, как тело, лишенное души, лишается вместе с тем и зрения,  слуха, сознания, чувствований и способности к движению, так и себялюбие, отделенное, если можно так выразиться, от своего интереса, не видит, не слышит, не чувствует и не может двигаться. Таким образом, беседуя с людьми или входя с ними в какие-либо сношения, мы постоянно видим, как человек то как бы теряет сознание, то снова приходит в себя, смотря по тому, приближается ли к нему его интерес или удаляется от него" (Ла-Рошфуко). Поэтому человека "приводят в сознание", путем интереса к нему, воодушевления и энтузиазма при встречах, комплиментов ("Старайтесь дать человеку почувствовать его превосходство и делайте это искренне" / Карнеги).  Если кому-то совершенно нет дела до других людей, у него будут большие трудности в разговорах с ними. Поэтому, чтобы поговорить с человеком, нужно найти что-то, что в нем нам нравится, и обсуждать с ним то, с чем он может согласиться. То, с чем мы согласны, становится более реальным, чем то, с чем мы не согласны. Развивая коммуникацию, вы проходите по шкале тонов. Некто, апатичный к вам, сначала почувствует раздражение. Если у нас хватит настойчивости просто пройти через это раздражение, то мы достигнем всего лишь антагонизма, затем равнодушия и, наконец, энтузиазма и прекрасного уровня коммуникации и понимания.

Но субъект может быть вовлечен в деятельность и давлением обстоятельств, в которые он попал и которые вынуждают его подчиниться требованиям социума. Ситуативные процедуры вовлечения могут состоять в прямом применении власти ("Берешь новичка за горло и начинаешь сжимать. Когда начнет трепыхаться, чуть отпускаешь и так держишь" / Н.Курсин, 1971), или же косвенном - через изменение обстоятельств, в которых существует субъект ("Брать вещи с должной стороны - даже когда жизнь подсовывает с оборотной... коль схватишь за лезвие, поранит... защитит, коль схватишь за рукоять" / Б.Грасиан. // "Мне часто случалось видеть, как людьми высоко одаренными руководили гораздо менее даровитые, и первые даже не подозревали, что в такой степени от них зависят. Вторые видят слабую и плохо защищенную сторону и направляют на нее свои усилия; они захватывают ее, и вслед за тем приходит все остальное" / Ф.Честерфилд).

На практике вовлечение в социум осуществляется с одновременным использованием информационных и деятельностных процедур. Описать все многообразие приемов вовлечения невозможно, т.к. они ситуативно обусловлены. Ограничимся лишь двумя примерами. Первый касается социумов, ориентированных на борьбу, на преодоление препятствий, подавление и разрушение противника.

Для создания социумов борьбы эффективен "метод положительных перспектив", предложенный А.С.Макаренко для трудовых колоний и развитый его учениками для ускоренного формирования сплоченных горно-туристических групп. Суть метода в том, что носители культуры должны пройти фазу встряски и совместного обучения для подготовки к испытанию - преодолению трудностей для достижения ясной и радостно окрашенной цели. Для случая тургрупп это было обучение скалолазанию, прохождение сложного горного маршрута и отдых на теплых морских пляжах. Социум борьбы сплачивается для совместного отражения угроз - со стороны обстоятельств или другого социума. Стоит ослабеть давлению обстоятельств, как такой социум начинает расплываться и необходим новый вызов, призыв к новым великим свершениям, чтобы сплоченность восстановилась и социум зажил полной жизнью. (У Макаренко, напомним, таким вызовом стала экспансия трудовой колонии - переезд в Кураж, захват зданий и подчинение орды беспризорников)

Социумы борьбы весьма жизнеспособны в конкурентной среде. Более того, они опираются на древнюю культуру, которой уходят к инстинктам животных. Но даже у животных эти отношения не абсолютны. Наблюдения над волчьими стаями показали, что чистые иерархии (из сбродных волков) уступают по жизнеспособности стаям из волков, усыновленных и выращенных одной самкой. Если в первой положение каждого четко определено по отношению к стае и стаи к нему, то во второй иерархия есть, но "разболтанная": индивидуальные зоны перекрыты, отношения смазаны, драка чаще заменяется ритуалом, в группе наблюдается много просьб и уступок. И адекватность поведения такой группы в целом оказалась существенно выше. (Показателем адекватности может служить дележка добычи и общее состояние зверей. В "разболтанной" группе ее члены распределяют и съедают тушу добычи за полчаса-час, а однажды на дележку ушло всего две с половиной минуты. Внешне все волки выглядят неплохо. В чистой же иерархии обожравшийся доминант через много часов, а то и через сутки не позволял никому урвать клок. Зато и гладок же он на фоне замурзанных, тощих и израненных подчиненных, тоже не дающих спуску тем, кто ниже / В.Варламов. Мир не становится проще. "Знание-сила", 1987, №9, с.69-70)

Ограниченность социумов борьбы проявляется и во внешних отношениях. Неограниченный рост мощи в покорении природы или в экспансии на смежные социумы может привести его к гибели - от экологической катастрофы, использования глобальных средств массового поражения или от разбегания присоединенных окраин. 

Поэтому в создании социумов важна другая сторона отношений - не искать и преодолевать трудности, а уживаться с обстоятельствами, входить с ними в симбиоз, находить отношения гармоничного взаимовыгодного сосуществования. Одним из ярких примеров социумов такого типа являются "социумы миролюбия".

"Социумы миролюбия" избегают ситуаций борьбы. Для них счастье состоит не в преодолении трудностей, а в переживании единства с идеалами, которое достигается соблюдением ритуалов, самореализацией в продуктивном труде и творчестве. На устойчивость таких социумов указывает тысячелетняя история монастырей или, например, "Сада Эпикура" - философского сообщества, просуществовавшего более 800 лет.

Создаются подобные общества обычно под великую идею вечной гармонии, которую олицетворяет великий человек - пророк, Учитель. Неофитам предлагается очиститься от суетных страстей путем аскезы и обрести безмятежность - "счастье философа" в этике Эпикура. При этом духовный вакуум заполняет переживание вечного идеала любви к миру и помощи ему. Активисты социума помогают каждому "брату" или "сестре" продвигаться по индивидуальному пути ко все более полному переживанию идеала, образуя через общение и сотрудничество братство блаженных поклонников идеала. Этот метод, многократно описанный в религиозной и философской литературе, назовем "методом вечной гармонии".

"Социумы миролюбия", как и "социумы борьбы" - это яркие, предельные выражения отношений, которые во множестве других социумов могут сочетаться в различных пропорциях, применительно к другим перспективам и идеалам. Но выраженные в них закономерности существуют реально и их учет полезен при анализе отношений, например, в студенческой учебной группе (подобие социума борьбы) или в сообществе фанатов футбольного клуба (здесь наблюдается социум миролюбия по отношению к кумиру, а интрига турнирной таблицы и спортивные схватки отражаются в отношениях фанатов разных клубов, что дает социум борьбы по отношению к конкурентам).

Для многих социумов характерна двухслойная модель управления жизнью: в практических отношениях они формируются как социумы борьбы, а в священной области культуры (идеологии) - как социумы миролюбия. В отношении к чужим - борьба, к своим - миролюбие. Так, в старинной японской пословице самурай уподоблялся руке, которая может разить врага и гладить ребенка. 

Идеологическая подготовка в духе социума миролюбия дает членам сообщества необходимую духовную глубину - спокойствие и твердость духа, стойкость в достижении поставленных целей и в избежании соблазнов изменить своему социуму. (Антипод этому состоянию духа подмечен в английской пословице: "Маленький котелок быстро закипает")

Концепция счастья

Описание механизмов управления жизнью социума будет неполно, если обойти молчанием внутреннюю жизнь клеточки социума - самоопределение субстанции, материала, из которого он состоит. Активист не только служит социуму, но и живет для себя - через самосохранение, рекреацию, воспроизводство потомства, реализацию личной стратегии успеха, обеспечивая тот потенциал, на котором разворачиваются общие программы социума. Исследования внутреннего мира субъекта, его самосознания часто аппелируют к понятию "счастье" - критерию гармонии духа.

А.Маслоу (1908-1968) провел исследование внутреннего мира 60 выдающихся старцев, которые, по их мнению, прожили счастливую жизнь.  Все они занимались каким-либо делом, которое для них являлось призванием судьбы и которое они любят так, что для них исчезает разделение "труд - радости". Все они так или иначе посвящали жизнь поиску каких-либо предельных подлинных ценностей, составляющих смысл жизни этих и большинства других людей (истина, добро, красота, совершенство, простота, всесторонность...). 

В своем деле и поиске эти люди придерживались особого стиля поведения, позволяющего им достигать успеха. Этот стиль А.Маслоу назвал самоактуализацией и выразил в 7 принципах: 1) полное чуткое переживание без застенчивости и самомнения (это дает полное сосредоточение на предмете), 2) предпочтение выбора роста выбору страха (каждое действие расценивается как продвижение или отступление на избранном пути - это приверженность собственной цели и стойкость по отношению к чужой воле), 3) руководствоваться собственным мнением ("о вине судить по вкусу, а не по этикетке"), 4) честность по отношению к себе и ответственность (обычно же люди склонны к самообману, от выбора защищаются сомнениями), 5) дух и тренинг рекордсмена (человек всегда хочет быть первоклассным или настолько хорошим, насколько он может быть), 6) наслаждение от соприкосновения с высшими идеалами (такое соприкосновение ощущают все, но многие отстраняются от этих кратковременных тонких переживаний),  7) реритуализация - очищение от навязываемой средой девальвации ценностей (распространенность лицемерия порождает массовую деритуализацию - низведение священных предметов до обиходных. Но это лишает дух глубины. Поэтому выдающаяся личность защищает святое: желает видеть человека под знаком вечности, в обычной женщине Женщину, в анатомичке вопринимает мозг как священную вещь...)

В.Франкл дополнил теорию самоактуализации акцентом на задаче, служение которой стало выбором субъекта: мы не просто самовыражаемся, свободно выбирая смысл своего существования, а скорее обнаруживаем его как объективно заданный, как миссию, за выполнение которой мы ответственны.

Виды миссий:

·  Героическое выполнение дела-призвания.

· Любовь к другому субъекту как путь раскрытию глубин его сути.

· Принятие страдания как актуализации высших ценностей.

 

Hosted by uCoz