Управление в иерархиях

Модели работника: функционер-"должностное лицо"-чин

Под иерархией понимается пирамидальная организация, построенная по принципу единоначалия. Подавляющее большинство предприятий, учреждений и институтов в обществе по сути являются иерархиями. 

Исследованию мотивов и отношений членов иерархии служит выделение "клеточки организации" и определение её качественных превращений в процессе развития. Такой клеточкой является ФУНКЦИЯ (требования к деятельности работника и ассоциированным с ним ресурсам, вытекающие из целей организации и связанных с ними принципов  разделения труда, ресурсов и благ).

Реализация функций в условиях ограниченности ресурсов, жесткости задач и недостаточной сплоченности и компетентности членов организации непременно связана с централизацией и формализацией отношений, что ведет к превращению функции в ДОЛЖНОСТЬ (обязанности и ресурсы, определяемые центром организации). Должностная организация трансформирует работника, выделяя в нем качества, относящиеся к предписанным обязанностям, а всё внеслужебное как бы вытесняет из организации и отчуждает как не относящееся к делу. Личность работника раздваивается: как "должностное лицо" он на виду, имеет особое место в иерархии; как "индивид как таковой" он незаметен и безлик. ("Первая обязанность управляющего - это научить человека работать. Конечно, он должен ему помогать и направлять его, однако, чем меньше при этом он встревает в личную жизнь подчиненного, тем лучше для них обоих и для работы" / Г.Левинсон. "Концепции идеального руководителя")

Отчуждение от организации массы "индивидов как таковых" вызывает их встречную своекорыстную активность. Страх индивида за должность дополняется её эксплуатацией. Должность превращается в эксплуатируемую должность, ЧИН. Чины, у которых доминирует интерес сохранения организации как своего "дома", присваивают резервы организации, не разрушая её. Если же чин использует организацию как стартовую площадку в карьере, то ради краткосрочного эффекта он может ею пожертвовать. 

Поведение чина противоречиво. Чин одновременно - и раб, и господин  своей должности. Должность - это гарант силы чина в организации и источник наслаждения. Должность - это стоящая над ним совершенно чуждая ему сила: директивная, ревизующая, смыкающаяся с недоброжелателями из его окружения. Ради удержания и повышения должности чин готов играть роль должностного лица и даже функционера, т.е. действовать в соответствии с должностными обязанностями и руководствуясь  пониманием целей организации. Но стоит давлению и контролю ослабнуть, как чин минимизирует свои функции и присваивает ресурсы организации как "ничейные".

По отношению к ярусам иерархии чины делятся на три основных типа. 

Как должностные лица, высшие руководители представляются "мозговым центром" организации, генератором идей и указателем действий, но как чины они ощущают себя ее собственниками , по личному усмотрению задающими цели, стратегию, определяющими кадровую политику и т.п. Отстаивание права собственника связано, в частности, с умалчиванием оснований для принимаемых боссом решений. Формула абсолютизма: "Вместо довода - моя воля". 

Руководители среднего звена выбирают себе роль "позвоночника" организации, должностная задача которого - придать стабильность работе, обеспечить тщательный анализ идей и проектов до их реализации. Позиция такого руководителя как чина двойственна - он вынужден, как говорится, быть "хватом: слуга царю, отец солдатам". Магинальность поведения делает неизбежным утаивание информации: с одной стороны, необходимо поддерживать имидж своего босса и хранить его тайны, с другой - прикрывать подчиненных. 

Исполнителям отводится роль "винтиков" - деталей собранных руководителями механизмов. Их задача - точное выполнение команд и информация о ситуации..., а об остальном пусть думает начальство. Но как чины, исполнители склонны скрывать производственные резервы, чтобы уменьшить нагрузку, а также любят  преувеличивать трудность заданий, чтобы подчеркнуть свои заслуги по их выполнению. Опять же налицо стремление засекретить информацию о реальном положении дел.

Зачастую работник как бы "един в трех лицах" - участвуя в различных системах отношений, он может думать то как босс, то как "позвоночник", то как "винтик". Но все эти лица объединяет общее - привычка утаивать управленческую информацию.

Информационное пространство иерархии

Информационный слой отношений в иерархии, заселенной чинами, как целое отсутствует. Знание целей, планов, ресурсов и резервов организации является источником власти, и поэтому поделено между чинами и засекречено. Каждое должностное лицо получает лишь ту информацию, которая ему необходима в рамках его обязанностей. Источником информации для сотрудника является ближайший руководитель по вертикали подчинения, а также службы и сотрудники, которым предписано давать ему необходимые для работы строго регламентированные сведения. Иногда с инициативной информацией могут обращаться и подчиненные - в случае ЧП, с отчетами о выполнении заданий или при изменении условий работы.

Что же составляет тайну организации? Приведем реестр управленческой информации -  названные документы не всегда существуют на бумаге, но обязательно в уме соответствующего руководителя):

· Положение или устав организации, задающие ее цели и виды деятельности, подчинение вышестоящим органам и ответственность.

· Опись материальных и кадровых ресурсов организации (помещения, оборудование, специалисты, запасы материалов и оборотных средств).

· Договора, план работы, финплан, планы материально-технического и информационного обеспечения.

· Баланс бухучета,  отчеты исполнителей.

· Планы развития организации (НИОКР, освоение новой продукции, строительство, техническое перевооружение, привлечение молодых специалистов, повышение квалификации кадров, работа с кадровым резервом руководителей).

Из-за того, что в иерархии отсутствует эффективный обмен достоверной информацией, ее сотрудники не могут гибко кооперироваться для решения возникающих задач, рост их квалификации затруднен, а руководители перегружены квазиинформацией, имеющей мало общего с фактическим положением дел.

На актуальность этой проблемы указывают многие исследователи социального управления. Приведем лишь несколько мнений.

"Именно там, где проявление инициативы и новаторства особенно важно (технические специалисты, управляющие среднего звена), капризная, деспотическая власть, столь угнетающе действующая на инициативу и новаторство, ограничивается меньше всего". (Д.Форрестер, 1965) 

"Информация часто утаивается руководителем, чтобы предотвратить сомнения, которые могут возникнуть, если его решение не имеет разумного обоснования... Тайна - непрочный фундамент успеха по сравнению с компетентностью. Увеличение секретности ведет к снижению компетентности". (Д.Форрестер, 1965) 

"Несвоевременность и неадекватность постановки целей и задач трудовой деятельности в процессе делового общения, отсутствие необходимого информационного обеспечения циркуляции готовой продукции вплоть до ее сбыта - именно эту группу факторов около 2/3 работников выделяют как основную, препятствующую повышению их трудовой активности" (А.Г.Можайкин, 1985)

"Окончательное решение будет квалифицированным только в том случае, если в нем последовательно учтена информация, поступающая от всех лиц, связанных с данной проблемой. Если к тому же учесть особенности человека, на информацию в том виде, как она поступает, полагаться нельзя. Поэтому должен существовать дополнительный механизм для проверки степени необходимости и достоверности той информации, которая поступает от каждого лица и учитывается при принятии решения... Сбор и проверка информации - это игра с ненулевой суммой: все участники заканчивают ее с выигрышем для себя". (Дж. Гэлбрейт, 1969)

Постановка целей перед исполнителями (в связи с общими целями организации), сбор и проверка информации о движении к этим целям - это функция информационного обеспечения, о которой идет речь на данном сайте.

Встает вопрос: на кого в первую очередь должна быть нацелена  функция информационного обеспечения? Отнюдь не на высших руководителей. 

Как показывают исследования, верхний ярус иерархии не является важнейшим для выполнения функции организации. Дело в том, что любая иерархия включена в более крупные иерархии, и высший руководитель обычно скован отношениями верхних ярусов, в которых он вынужден играть роль "винтика". Мотором организации является обычно какой-то из  средних ярусов управления. На предприятиях таким ярусом являются начальники цехов. Обследование 11 предприятий Краснодарского края, в частности, показало, что наибольший удельный вес инициативных решений характерен именно для начальников цехов (28,5%), тогда как у директоров таких решений существенно меньше (17%), а у руководителей нижнего звена их совсем мало (10%). (Р.Х.Симонян, 1981)

Hosted by uCoz